Что будет с ценами на бензин после выборов?

Эксперт уверен, что цены на бензин в Украине будут стабильными еще некоторое время, ведь никто не заинтересован в их повышении до выборов. А вот после на цены топлива может повлиять введение пошлины на импорт нефтепродуктов и тревожные события на таможне
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

От результатов выборов в Украине зависит многое, в том числе и цены на нефтепродукты. В октябре они останутся стабильными. На рынке есть запасы, а в колебаниях цен перед выборами никто не заинтересован. Но что будет с ценами на топливо после 28 октября?

"Основные ожидания связаны с двумя факторами — поведением внешнего рынка и поведением украинских чиновников. Что касается мирового рынка нефти, то предсказать его достаточно сложно. Можно лишь констатировать, что ноябрь, как правило, является периодом спада цен", — заявил директор ООО "Консалтинговая группа А-95" Сергей Куюн.

Что будет после?

Становится ясно, что основные опасения рынка относительно ценовой "бензиновой" политики связаны с решениями чиновников. До выборов они были заинтересованы в стабильности данного сектора, потому как повышение цен негативно сказалось бы на рейтинге некоторых партий. Поэтому было отложено принятие ряда решений, которые могли привести к росту цен на нефтепродукты.

"Прежде всего, речь идет о намерении ввести пошлину на импорт нефтепродуктов, об этом министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявил уже дважды", — отметил Куюн.

Споры вокруг этой темы длятся уже не первый год. Можно предугадать и последствия такого шага. В первую очередь и наиболее ощутимое для украинских потребителей — это рост цен в среднем на 1 грн/л (при пошлине 100 евро/т) и снижение качества (на смену импортному продукты качества Евро-5 придет в лучшем случае Евро-4 украинского производства).

"Также разрушение диверсифицированной системы снабжения страны нефтепродуктами и возврат к зависимости от российской нефти", — отмечает Куюн.

И это далеко не конец. Эксперт отмечает, что можно также сделать прогноз и на неочевидные последствия, такие как: модернизация НПЗ за счет повышенных на топливо (модернизацию при этом никто не гарантирует) и запуск украинских НПЗ (объективно будет работать не два, как сегодня, а три НПЗ).

Также на цены может повлиять и второй фактор — это тревожные события на таможне.

"По словам операторов, эти события могу означать намерения монополизировать поставки нефтепродуктов по импорту, на который сегодня приходится 65% баланса рынка. Появление спецоператора будет означать либо появление дополнительных расходов на растаможку либо уход с рынка ряда операторов, а значит — снижение конкуренции и, как следствие, рост цен", — заявил эксперт.

Картина в целом

За последние 7 лет, после того, как были открыты границы для импорта нефтепродуктов и ликвидирована коллективная монополия украинских НПЗ, украинский рынок ни разу не ощущал дефицита топлива, а цены формируются объективно на основании мировых котировок.

Все озвученные инициативы, которые генерируют чиновники, приведут к негативным изменениям рынка и вернут его на несколько лет назад, когда цены и ресурсы концентрировались в руках нескольких игроков. Пострадавшим в итоге будет потребитель, который будет платить высокую цену за продукт пониженного качества.