Что побудило Крюковский вагонзавод пойти на совместный бизнес с россиянами

Крюковский вагоностроительный и Кировский заводы договорились о создании совместного предприятия. Аналитики считают, что такое решение поможет украинскому предприятию как минимум сохранить продажи в РФ в условиях ухудшения рыночной конъюнктуры

В начале июля 2013-го на российском ОАО "Кировский завод" сообщили о создании совместного предприятия с украинским Крюковским вагоностроительным заводом (КВСЗ). Соответствующий меморандум стороны подписали 27 июня, указывалось в пресс-релизе российской компании.

Совместное предприятие (СП) создается в РФ, на промышленной площадке Кировского завода и на условиях равного партнерства. Мощность производства планируется "на ежегодный выпуск 100 вагонов метро (или трамваев) и 50 вагонов межрегиональных поездов или вагонов дизель-поездов при односменном режиме", сообщало агентство "Интерфакс". При этом уточнялось, что организовать СП стороны намерены до 10 октября, а наладить производство на его мощностях — уже с 1 декабря текущего года.

Объем инвестиций в создание обрисованной конфигурации производства, передавало также агентство, в нынешнем году составит 120 млн рублей (около $3,6 млн — Ред.) В течение 2014-2015 годов в его развитие будет направлено еще 750 млн рублей (свыше $22,5 млн — Ред.)

В чем интерес украинского учредителя этого проекта, которому придется поделиться технологиями вагоностроения с российской машкомпанией, специализирующейся ныне на выпуске дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники?

"Крюковская" стратегия

Комментировать подробности меморандума с "кировцами" в пресс-службе Крюковского ВСЗ отказались. Аналитики же уверены — за счет этой сделки украинское вагоностроительное предприятие сможет решить минимум две стратегические задачи: попытаться закрепить свои нынешние позиции на рынке машиностроительной продукции и освоить на нем новые для себя ниши.

По обнародованной ранее информации, в 2012 году на КВСЗ выпустили рекордное количество грузовых вагонов — почти 11 тыс. (на примерную сумму в 6,37 млрд грн), что на 2,4% превысило показатель 2011-го. Порядка 90% данной продукции завод в прошлом году поставил в Российскую Федерацию, указывают аналитики. И предупреждают: в нынешнем году тенденции для Крюковского ВСЗ, да и всего украинского вагоностроения, складываются далеко не столь приемлемо.

В инвесткомпании Dragon Capital приводят следующие данные. За первые 5 месяцев 2013-го уровень выпуска продукции в украинской вагоностроительной отрасли оценочно снизился на 30-40% в сравнении с аналогичным периодом 2012-го. При этом секторальный лидер предыдущих лет — сегмент полувагонов — демонстрирует наиболее значительный спад. В отчетный период его доля в общем производстве вагонов упала с 50-60% до порядка 20%.

Причину этого эксперты Delo.UA усматривают на все том же российском направлении, куда в массе своей и уезжала в последние годы продукция отечественных вагоностроителей. "На фоне заметного роста протекционизма в РФ, вызванного ухудшением конъюнктуры на грузовые вагоны, а также введением новых производственных мощностей, например, Тихвинского вагоностроительного завода, КВСЗ получил возможность, как диверсифицироваться, так и потенциально получить доступ к новому сегменту на российском рынке", — комментирует управляющий директор, глава аналитического департамента Dragon Capital Андрей Беспятов.

Так, создание совместного производства с Кировским заводом предоставляет Крюковскому ВСЗ возможности для наращивания уже "пассажирских продаж" по российскому направлению. "Такой совместный бизнес позволит нашему заводу производить и поставлять технику для российских муниципалитетов. Последние отдают предпочтение местным производителям", — говорит Алексей Андрейченко, старший аналитик ИГ "Арт Капитал". По его словам, посредством этого бизнес-проекта Крюковский ВСЗ окажется "ближе к покупателю — в сегменте пассажирского транспорта и метро это значит не меньше, чем отпускная цена".

"Кировский" расчет

2012 год Крюковский вагонзавод завершил с показателем чистой прибыли в 770,98 млн грн (свыше $96 млн), нарастив данный показатель на 20% больше по сравнению с 2011 годом. По прогнозам инвестбанкиров, в текущем году предприятие снизит чистую прибыль на 30-40% именно из-за упадка в грузовом сегменте. Как скажется на финансовых результатах завода создание с его участием "пассажирского" СП с "кировцами", пока оценивать рано; основной выпуск продукции на этой площадке запланирован с 2014-го.

Но вот то, что в следующем году российская "половинка" кременчугского завода способна внести ощутимый вклад в общую выручку КВСЗ, эксперты допускают вполне. Андрейченко утверждает: при полной загрузке (режим в две-три смены) совместное производство "крюковцев" и "кировцев" сможет выпускать вагонной продукции на сумму до $400 млн в год, что может приносить партнерам около $80 млн чистой прибыли.

"Однако для того, чтобы совместному предприятию понадобилось использовать свои мощности на полную загрузку, оно должно будет занять 80% российского рынка вагонов метро и выпускать по 20 скоростных поездов в год в 5-вагонном варианте", — конкретизирует аналитик. По его убеждению, такая загрузка для вновь создаваемой площадки невозможна даже в период 5-10 лет. Если выйдет задействовать СП в режиме одной смены, то его максимальная ежегодная выручка будет достигать $200 млн, а чистая прибыль — около $40 млн, подсчитывает представитель "Арт Капитала".

И подчеркивает: пока никто из отраслевых экспертов не может предположить, когда совместный бизнес Крюковского и Кировского заводов заработает на весь заявленный потенциал. "Думаю, в первые два года после пуска они будут собирать эскалаторы и "прощупывать" рынок вагонов метро через заказы питерского метрополитена",— резюмировал Алексей Андрейченко.