Деловые итоги дня: "Жертвам" поездов Hyundai выплатили $100 тыс. компенсаций

Украинские Hyundai починили, "Мечел" остановил Донецкий электрометзавод на неопределенное время, а "Киевстар" будет платить за прослушивание рекламы — таковы деловые итоги 31 января
Экспрессы Hyundai ломаться больше не будут — глава УЖСК

На сегодня практически все проблемы и вопросы с поломками экспрессов Hyundai решены. Об этом сегодня заявил глава Украинской железнодорожной скоростной компании (УЖСК) Леонид Лобойко. "Если ранее были проблемы с электрооборудованием и межвагонными соединениями (туда попадала влага), а также с обледенением внутренней части поезда, то на данный момент компания Hyundai Rotem все проблемы решила", — заявил Лобойко.

По его словам, все поезда Hyundai были модернизированы. Все работы полностью были профинансированы компанией Hyundai.

При этом глава УЖСК не дает 100%-ной гарантии, что не будет поломок Hyundai в будущем, так как могут повлиять внешние факторы. Но относительно технической части, все будет хорошо, пообещал Лобойко.

Напомним, Украина закупила 10 поездов Hyundai перед чемпионатом Евро-2012. Сначала экспрессы задерживались, чаще всего это случалось в Полтавской области (поезда стояли несколько часов среди поля). Но с наступлением зимы поломки стали регулярными. Это вызвало массу критики в адрес власти и министра инфраструктуры Бориса Колесникова (он был главным лоббистом экспрессов Hyundai).

Как сообщил сегодня Лобойко, "Укрзализныця" выплатила 800 тыс. грн. компенсации пассажирам за опоздание экспрессов. В среднем один пассажир получил 100 гривен компенсации. Основной причиной поломок, по словам главы УЖСК, была погода.

"Мечел" остановил Донецкий электрометзавод на неопределенное время

В среду, 30 января, в пресс-службе АО "Донецкий электрометаллургический завод" (ДЭМЗ) сообщили об остановке работы обжимного цеха предприятия. Как отмечается в соответствующем релизе завода, "с учетом продолжительных негативных тенденций на мировых рынках и неблагоприятных прогнозов по их восстановлению в обозримой перспективе, а также высокими ценами на исходное сырье акционерами ДЭМЗ принято решение остановить работу обжимного цеха на неопределенный срок".

Это объявление выглядит довольно примечательным в свете прошлогодних событий вокруг Донецкого электрометзавода. В ноябре 2012-го в группе "Мечел", контролирующей данное предприятие, уже заявляли о "временной остановке" его мощностей с 1 декабря до предположительно середины весны 2013-го. То решение также обосновывалось неблагоприятными тенденциями на рынках готовой продукции и сырья (лома черных металлов). А еще ранее, в последних числах сентября минувшего года, в российской группе сообщили о намерении продать часть своих активов, включая и Донецкий ЭМЗ.

Вице-президент консалтинговой компании RCG AG Александр Сирик указывает, что рынок для заготовок обжимного цеха ДЭМЗ в данное время вполне может считаться удовлетворительным. Невзирая на то, что в последнюю неделю цены на эту продукцию несколько снизились, стальные заготовки украинского производства вполне продаются по 525-530 $/тонн на условиях FOB порты Черного моря. Хотя аналитик признает, что для прибыльной деятельности предприятию необходимо ежемесячно выпускать и сбывать 80-100 тыс. тонн стали, что выглядит труднодостижимой целью.

В благополучные периоды ДЭМЗ демонстрировал указанные объемы ежемесячного производства заготовки. Но весь 2012-й к подобному периоду вряд ли может быть отнесен. По данным правительственной статистики, в прошлом году на Донецком ЭМЗ было выплавлено 505 тыс. тонн стали — в два раза меньше, чем в позапрошлом (1,039 млн. тонн).

В целом же, по мнению нашего эксперта, такая вот неопределенная по времени остановка части мощностей Донецкого электрометзавода может быть связана с иными обстоятельствами. "Группа "Мечел" проводит реструктуризацию бизнеса, задача компании — вернуть себе прибыльность. И уравнение с ДЭМЗ может быть сведено к ответу на следующий вопрос: зачем располагать двумя убыточными однотипными предприятиями, если одно из них можно сделать прибыльным. И это одно — принадлежащий россиянам Ростовский электрометзавод, который пересекается с Донецким их активом по сортаменту выпускаемой продукции", — размышляет А. Сирик. И констатирует: "Обычно возобновление работы сложной производственной системы требует значительных инвестиций. Поэтому практически риск того, что (Донецкий электрометаллургический завод) не восстановит работу, к сожалению, очень высок".

Трудно не согласиться с выводом аналитика. А ведь в середине января еще представлялось, что судьба одного из наиболее технологически современных метпредприятий Украины может быть не столь печальной. Две недели назад в "Мечеле" объявили о частичном возобновлении производства на одном из своих румынских метпредприятий, также "попавших под сокращение" в конце минувшего года. Но… судя по всему, дальнейшее стабильное функционирование ДЭМЗ в новой стратегии российской группы не предусмотрено. А покупатель на этот актив все еще не находится…

Зачем компании Жеваго займы в евробондах

В среду, 30 января, информагентства сообщили о намерении Ferrexpo Plc, горнорудного актива украинского бизнесмена Константина Жеваго, осуществить выпуск и размещение еврооблигаций. Анонс возможной эмиссии был подан со ссылкой на биржевую информацию. В последней, как передавали в "Интерфакс-Украина", приводилось следующее. Компания поручила Morgan Stanley и Credit Suisse, начиная с 31 января, провести ряд встреч с инвесторами по поводу возможного выпуска номинированных в долларах США облигаций по правилам Reg S/144А, "который будет зависеть от рыночных условий".

В сообщении для London Stock Exchange (LSE; Лондонская фондовая площадка, на которой обращаются акции Ferrexpo) также указывалось, что в случае эмиссии еврооблигаций поступившие средства компания планирует использовать на общекорпоративные цели, а также для "уменьшения зависимости от обеспеченного кредитования и увеличения ликвидности". Ни объем возможной эмиссии, ни приемлемые для Ferrexpo условиях их размещения в информации указаны не были.

Непосредственное обращение в компанию прояснить эти показатели не помогло. "Пока нет комментариев, так как нет гарантии, что компания сможет привлечь средства. Все зависит от условий рынка", — ответили в группе Жеваго. Такая неопределенность, тем не менее, не стала препятствием для ведущих международных рейтинговых агентств (РА), которые в тот же день вынесли свои оценки возможной эмиссии.

Так, в Standard & Poor's присвоили ожидаемому выпуску этих бондов рейтинг "В" и еще один — "возвратности активов "4" (оценки соответствуют общему кредитному рейтингу эмитента). В ходе этого, "в целях оценки возвратности активов", в агентстве предположили, что объем эмиссии составит полмиллиарда долларов США, а срок обращения бумаг — пять лет. А в пресс-релизе другого участника большой тройки РА — Fitch Ratings — уже прямо отмечалось, что рейтинг B(EXP) присваивается "ожидаемому выпуску необеспеченных еврооблигаций Ferrexpo на $500 млн."

Опрошенные "Делом" аналитики украинских инвесткомпаний соглашаются, что компания Жеваго посредством продажи облигаций может попытаться привлечь именно такой объем средств. Как это, кстати, ей удалось сделать чуть менее двух лет назад при дебютном для себя выпуске этих ценных бумаг. Весной 2011 года Ferrexpo уже размещала пятилетние бонды на $0,5 млрд. Стоимость того привлечения была истрактована рынком как весьма приемлемая — с первичной (купонной) доходностью в 7,875% годовых при изначально планировавшихся 8,25%.

Эксперты объясняли такие условия размещения удачно выбранным временем для эмиссии — на те бумаги компании в конце марта — начале апреля позапрошлого года возник большой спрос со стороны инвесторов.

Что касается возможных ставок по запланированному ныне выпуску евробондов компании, то аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка считает, что эти облигации также могут быть размещены с доходностью в диапазоне 7-8%. Такие же ориентиры первичной доходности проанонсированных ценных бумаг Ferrexpo назвали "Делу" и в ИГ "Инвестиционный Капитал Украина" (ICU). А представитель ИК Concorde Capital Роман Тополюк предположил, что доходность бондов компании может быть установлена на уровне 8,5% при том условии, что срок их погашения определят 2018 годом.

К сказанному наши собеседники добавляют — судя по всему, у Константина Жеваго опять подгадали удачный момент с размещением. "Украинские корпоративные еврооблигации в настоящее время пользуются спросом на рынках. Это уже привело к резкому снижению их доходности и снова сделало их привлекательным инструментом финансирования для компаний", — комментирует аналитик ICU Александр Мартыненко. "На мой взгляд, рост цен на железную руду в IV квартале 2012 года создал для горнодобывающих предприятий благоприятные условия в сфере привлечения капитала. Возможно, финансовое руководство компании хочет воспользоваться "окном", возникшим благодаря этому — для рефинансирования на выгодных условиях полученного ранее предэкспортного займа", — конкретизирует старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Дмитрий Ленда.

Украинцы отдают предпочтение дорогим автомобилям

Автомобили стоимостью меньше 4 тыс. евро, которые еще можно было приобрести в 2011 году, в прошлом году вообще исчезли с рынка. Поэтому, понятие "бюджетный автомобиль" в Украине теперь стартует почти с 6 тыс. евро, сообщает AUTO-Consulting.

Но парадоксально, что и такие автомобили украинцы покупают все меньше. Автомобилей стоимостью до 6,5 тыс. евро в 2012 году было приобретено почти на 15% меньше, чем в 2011 году. А автомобилей, стоимостью до 10 тыс. евро — почти на 12% меньше. Несмотря на еще сохраняющееся предложение недорогих автомобилей на рынке, покупатели все больше тяготеют к более дорогим моделям.

Судя по статистике, потенциальные покупатели бюджетных автомобилей решили, что называется, не мелочиться и перешли на автомобили, находящееся в ценовой категории от 10 до 15 тыс. евро. Их продажи выросли почти на 5%.

Такая тенденция была характерна и для средней ценовой категории. Видимо, желание продемонстрировать свой статус, заставило поднять ценовую планку и покупателей автомобилей, стоимостью 15-22 тыс. евро. Продажи в данной категории выросли меньше всего. А по сравнению с занимаемым объемом на рынке — даже упали.

Потенциальные покупатели авто за 15-22 тыс. евро отправились за своим идеальным автомобилем уже в следующую ценовую нишу 22-35 тыс. евро. Продажи авто в данной ценовой категории выросли в 2012-м больше, чем на 12%. Но самый большой рост объемов продаж продемонстрировали автомобили в ценовой категории свыше 35 тысяч евро.

Их подъем — более 15%. При этом, традиционным брендам из стран СНГ украинцы все больше предпочитают иномарки. Доля иномарок в прошлом году выросла больше, чем на 6%, а автомобилей с наследием прошлого из СНГ — сократилась больше, чем на четверть. А вот иномарки с российских заводов украинцы покупают очень неплохо. В 2012 году из соседней страны к нам поставляли Hyundai Accent, Kia Rio, Volkswagen Polo Sedan, Peugeot 408, Renault Logan, Sandero.

Названо авто, от которого украинцы избавляются чаще всего

Один из четырех перепродаваемых автомобилей в Украине — машины Жигули или Лада. Этот индикатор в пять раз больше, чем у Opel, Daewoo и Volkswagen, и в десять, чем у Mazda и Nissan, подсчитали аналитики портала бесплатных объявлений Slando.

Как сообщили эксперты портала, по итогам января было размещено более 9 тыс. новых сообщений о продаже легковых машин. При этом число активных объявлений в рубрике "Легковые автомобили" составляет около 50 тыс. Наибольшее число новых объявлений касаются отечественного автопрома. Так, 25,3% всех объявлений — предложения купить б/у ВАЗ.

Кроме того, в первую пятерку также входят Opel с показателем 4,9%, Daewoo и Volkswagen, у которых по 4,8%, а также Ford с 4,1%. С пятой по десятую строчки заняли Mercedes, Audi и BMW, у которых по 3,8%, а также Chevrolet с показателем 3,4% и ЗАЗ с 3,2%.

Абоненты "Киевстара" смогут получать деньги за прослушанную рекламу

Компания "Киевстар" запустила пробную услугу, которая позволяет абонентам получать деньги на счет за прослушивание рекламы. За каждый аудиоролик рекламного характера абоненты будут получать по 15 копеек.

В компании говорят, что таким образом можно избежать навязывания среди пользователей, так как они сами будут принимать решение о потреблении такого контента.

Украина может разрешить ввоз "молочки" одному из запрещенных ранее белорусских предприятий

Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба Украины рассматривает возможность снятия запрета на ввоз в страну продукции ОАО "Бабушкина крынка" (Беларусь), введенный с 21 января этого года.

"Учитывая предоставленные гарантии белорусской ветеринарной службой, украинская сторона рассматривает возможность снятия временных ограничений на ввоз продукции ОАО "Бабушкина крынка"", — говорится в сообщении Госветфитослужбы в четверг.

Как отмечается в пресс-релизе, во время встречи первого заместителя министра агрополитики и продовольствия Украины Ивана Бисюка с первым заместителем директора департамента ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства Беларуси Юрием Пивоварчиком белорусская сторона сообщила о проведении служебного расследования в отношении продукции ОАО "Бабушкина крынка" для недопущения подобных случаев в будущем.

Относительно других двух предприятий, которым также был запрещен ввоз продукции в Украину, руководитель белорусской ветеринарной службы сообщил, что информация украинской стороне будет предоставлена после завершения проверки фактов несоответствия их продукции украинскому законодательству.

Как сообщалось, Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба Украины запретила с 21 января ввозить на территорию страны продукцию белорусских ОАО "Бабушкина крынка" и ОАО "Молочные продукты", а с 23 января — ОАО "Оршанский молочный комбинат".

Такие меры были предприняты в связи с несоответствием продукции этих предприятий украинским нормам безопасности по микробиологическим и физико-химическим показателям.