День благотворительности: на какие "грабли" не стоит наступать

Сегодня в Украине — День благотворительности. В честь этого праздника пять компаний рассказали о том, что бизнес не стоит делать, занимаясь филантропией, а что, напротив, надо делать обязательно

Сегодня в Украине отмечают "День благотворительности". Delo.ua попросило компаний, известные своими филантропическими программами, поделиться опытом.

На десять вопросов о благотворительности ответили те, кто занимается разработкой, реализацией и оценкой благотворительных программ в компаниях "Майкрософт", "Эрнст энд Янг", "МакДональдз", "Эмвей" и БДО.

В том числе рассказали: В чем выгоде для бизнеса от благотворительных проектов? Как они финансируются? Как оценивают эффективность?

Поделились практиками управления благотворительными проектами и вовлечения сотрудников в корпоративное волонтерство.

Заключительный вопрос:

На какие "грабли" корпоративной благотворительности не стоит наступать?

Наталья Теленкова, руководитель комитета по вопросам корпоративной социальной ответственности "Эрнст энд Янг" :

Нет никаких "граблей". Нужно ставить цели, исходя из своих возможностей, вот и все.

Но есть несколько советов.

  • Не начинайте долгосрочный проект при поддержке только одного волонтера, сразу определите, кто будет его подменять. Если это будете Вы, нужно понимать это с самого начала.
  • Волонтеры работают не ради "спасибо", но говорить "спасибо" архиважно.
  • Хорошие волонтеры — эффективные, позитивные, постоянные — большая редкость. Берегите их.
  • Не спешите называть волонтером того, кто озвучил свое сочувствие — не факт, что за этим стоит готовность что-то сделать.
  • Обратная связь должна быть всегда — сколько средств собрали, на что потратили, фотографии, слова благодарности.
  • Работая с теми, кто нуждается в помощи, не рассчитывайте на постоянный позитив и слова благодарности. Ставьте конкретные цели, и достижение этих целей должно быть вашей основной мотивацией.
  • Вы можете перечислить личные деньги на благотворительность, не утруждаясь проверками. Корпоративная благотворительность предполагает и поверки, и отчеты о потраченных средствах.
  • Системная благотворительность — это работа. Все, как в бизнесе: цели, планы, ресурсы, показатели эффективности и т.д. Еще она предполагает душевное участие. Быть эффективным и эмоционально отзывчивым одновременно — главная сложность.

Ярына Ключковская, директор по корпоративным коммуникациям и социальным программам "Майкрософт Украина":

Благотворительность — это всегда от людей и для людей. Настоящая благотворительность возникает от желания помочь, и неважно, это собственник бизнеса или рядовой сотрудник. Конечно, стратегические филантропические инициативы тоже нужны, но они не отменяют добрых дел, от простой причастности к которым людям становится приятно.

Чего не стоит делать, так это превращать благотворительность в продвижение компании. Люди всегда чувствуют фальшь и понимают, где искреннее желание помочь, а где — стремление сделать себе имя на несчастье других. И я не говорю в этом случае о cause-related marketing, например, о таких акциях, как "День счастья" в McDonald's. Считаю, что PR в благотворительных проектах уместен лишь там, где он может привлечь партнеров в проект, сообщить целевой аудитории о возможности получить помощь или поделиться опытом с другими компаниями.

Елена Якимчук, менеджер по корпоративным связям "Эмвей Украина"

Отдать деньги на благотворительность и считать, что дело сделано и все в порядке — наибольшая ошибка. Иногда нужен, пусть и не строгий контроль, а небольшая консультация или подсказка — чтобы деньги не только дошли до цели, а и были потрачены эффективно. Во всех случаях личное вовлечение просто необходимо.

Ошибочно поддерживать благотворительные проекты от случая к случаю, несистемно или точечно. Ведь результаты, эффективность приходят с опытом, который нужно наработать как компании, так и партнеру — общественной организации или непосредственному получателю вашей помощи.

И третьи "грабли", на которые не стоит наступать: нужно не быть предельно этичными и прозрачными. К сожалению, корпоративная благотворительность украинским обществом все еще воспринимается настороженно. Поэтому нужно своими действиями повышать, а не подрывать веру общества в корпоративный сектор.

Анастасия Зражевская, консультант отдела по связям с общественностью "МакДональдз в Украине":

Хочу сказать не о том, что не надо делать, а о том, что нужно делать обязательно и на чем концентрировать внимание. Важно консультироваться с экспертами в той сфере, в которой будет оказана помощь по итогам проведения акции. Прежде чем взяться за решение какой-либо проблемы, необходимо поговорить со специалистами, понять, будет ли помощь эффективна. Также необходимо доводить начатое дело до конца — для нас это контролировать передачу оборудования в больницы и получать информацию о его использовании.