Россия, коррупция и авторитаризм: что отделяет Западные Балканы от членства в ЕС

Россия, коррупция и авторитаризм: что отделяет Западные Балканы от членства в ЕС
На этой неделе комитет по иностранным делам Палаты Лордов Великобритании выпустил свой отчет по ситуации на Западных Балканах, страны которого готовятся ко вступлению в Евросоюз

В начале января европейское издание EUObserver сообщило о подготовке Еврокомиссией нового стратегического документа по сотрудничеству со странами западных Балкан. Согласно данным СМИ, уже 14 февраля Еврокомиссия опубликует документ, где будет установлен дедлайн принятия Сербии и Черногории в ЕС до 2025 года. Кроме того, в документе будет указан и высокий уровень перспективы членства для Боснии, Македонии, Албании и даже Косово.

Такие прогнозы звучат весьма оптимистично, учитывая то, что еще несколько лет назад любые прогнозы о расширении ЕС считались отсроченными на неопределенный срок. Даже самые еврооптимистичные федералисты признавали, что в ближайшее время стоит избегать выхода стран из ЕС, а не думать о новых членах. А потому информация о возможном пополнении Евросоюза в ближайшие 7 лет звучит особенно внушительно. Так само внушительно выглядит и важность стабильности и процветания региона для всего Евросоюза.

Несколько дней спустя комитет по иностранным делам Палаты Лордов Великобритании выпустил свой отчет по состоянию региона. Британия, хотя и покидает Евросоюз, но признает важность Балкан в ключевых вопросах развития Европы, таких как миграция, борьба с коррупцией, противодействие организованной преступности и т.д. Delo.UA проанализировало отчет, выделяя ключевые выводы для Евросоюза и Украины.

Российское влияние

В британском отчете подчеркивается, что за последнее десятилетие Россия стала ключевым внешним игроком в регионе и постоянно наращивает свое влияние. Главной целью РФ на Балканах остается "розыгрыш антизападной карты", поскольку это единственный европейский регион, где Россия все еще может себе это позволить в таких масштабах. Умелая спекуляция на различиях региона и отсутствие централизованной поддержки одного направления дает России большие возможности провоцировать конфликты, оставаясь третьей стороной.

Кроме того, важным для россиян остается и нераспространение НАТО в регион, чего РФ добивается как прямой поддержкой (в Сербии), так и внутренними (Босния) или внешними (Македония и Косово) разногласиями. С точки зрения российских чиновников и военных несправедливой является европейская и евроатлантическая экспансия в регион, где у россиян есть серьезные культурные, исторические и этнические связи. Тем не менее, авторы отчета также отмечают, что Россия не может обеспечить позитивные эффекты в регионе, в отличие от Евросоюза, способного подарить не только экономическое процветание, но и мир со стабильностью.

Более того, Россия не может предложить принципиальной альтернативы Евросоюзу в долгосрочной перспективе, а лишь поддерживает статус кво. А потому, даже самая пророссийская в регионе Сербия открыто декларирует свое желание присоединиться к ЕС.

Британские парламентарии также описывают широкий инструментарий в руках российских властей, что дает им возможность очень гибко действовать в разных ситуациях. Например, критически значимым является информационное влияние, как через внутренние СМИ, так и через иновещателей. Отчет подчеркивает особую популярность российского государственного иновещателя Спутник, занявшего большую долю медиарынка в Сербии и Черногории. Остаются серьезные вызовы со стороны прямого вмешательства в политические процессы в Македонии и Черногории, где зафиксировано непосредственное участие российских спецслужб.

Российские успехи на Балканах еще более заметны, если оценить их сопоставление с экономическими связями. Объемы торговли и инвестиций из России в страны региона составляют в среднем 5-6%, а в Албанию за 27 лет Россия не инвестировала ни копейки. На фоне этого поддержка России в Сербии, где показатели доли экономического сотрудничества также не превышают однозначные числа, выглядит несоразмерно большой. Около 67% сербов относятся положительно к России, а негативно лишь 19%, тогда как по отношению к Евросоюзу эти цифры составляют 51% и 39% соответственно.

Составители отчета также выделяют и других внешних агентов в регионе, кроме Евросоюза и России. Среди них США, Турция и даже Китай, однако их влияние выливается лишь в конкретные решения, тогда как со стороны России существует целенаправленная деятельность по всем фронтам.

Внутренние проблемы

Однако в регионе хватает проблем и без внешнего влияния, и именно они могут стать серьезным препятствием для членства стран в Евросоюзе. Парламентский отчет признает успехи многих стран в реформировании своих экономик и даже более тесным сотрудничеством стран в вопросах внешней политики (особенно по вопросам миграции). Черногория даже смогла добиться членства в НАТО, хотя это стоило ей серьезных внутренних потрясений с опосредованным вмешательством России.

Однако новым "бутылочным горлышком" для региона грозят стать вопросы политические, находящиеся в плоскости отношения к демократии и толерантности к коррупции. Несмотря на концентрацию Запада на угрозе исламского фундаментализма в регионе, авторы отчета уверяют, что эта угроза сильно переоценена и не дает серьезного повода для волнения на Балканах.

Гораздо тревожнее выглядит склонность к авторитаризму и национализму, значительно усилившаяся в последние годы.

Сербский президент Александр Вучич поддается серьезной критике со стороны оппозиции за концентрацию всей власти в своих руках и неконституционные методы противостояния с оппозицией. Политические партии до сих пор либо сильно зависят от сильного лидера, либо являются представителями какой-либо этнической группы, что дает большое пространство для манипуляций в плоскости национализма.

В регионе также наблюдается резкий спад свободы слова, сопровождаемый нападками на политических оппонентов, войной компроматов и непосредственным противодействием оппозиционным СМИ. Высокая поляризованность общества, вместе со слабым гражданским сектором приводят к ползучей экспансии партий власти во многих странах региона, особенно Сербии.

Рейтинг международной неправительственной организации "Репортеры без границ" указывает на постепенное улучшение ситуации во всех странах региона (хотя в Сербии в 2017 году начал проявляться спад). Но при этом общие показатели свободы слова стран западных Балкан остаются весьма низкими.

Уровень коррупции в государствах региона также остается достаточно высоким, особенно в Косово и Македонии. Именно борьба с коррупцией на протяжении многих лет оставалась одним из ключевых требований Евросоюза к региону. И это четко можно проследить по перспективам членства разных стран — Черногория и Сербия, имеющие лучшие показатели по региону, оказались среди потенциальных кандидатов до 2025. В то же время высокий уровень безработицы не позволяет вывести из тени значительную часть экономики, что не дает эффективно бороться с коррупцией во многих сферах. Антикоррупционная риторика также стала одним из главных козырей лидеров разных стран — главы Албании, Сербии и Македонии пришли к власти частично за счет обещаний бороться с коррупцией.

Но главными проблемами остаются этнические и политические противостояния, как внутри стран, так и за их границами. Сербская автономия в Боснии давно создает проблемы центральному правительству, но теперь недоразумения возникают и с хорватским меньшинством. Противостояние Греции и Македонии, Сербии с Косово и Албанией усложняют и без того непростую политическую мозаику региона.

Пороховая бочка 

В то же время европейские лидеры столкнулись с непростой дилеммой. На одной чаше весов стоят европейские стремления стран региона, способные подарить региону долгожданную стабильность и уладить разногласия. С другой стороны — критика политиков за нарушение демократических принципов и ущемления прав СМИ и политической оппозиции.

Ранее британское издание The Economist отмечало, что Ангела Меркель выбрала реактивную политику по отношению к западным Балканам. Германия, а вместе с ней и ЕС, готовы были терпеть замашки Вучича, лишь бы умиротворить регион и противодействовать российскому влиянию. Но такой подход вызвал серьезную внутреннюю критику среди многих ее коллег. Новый коалиционный договор, избрание Эмануэля Макрона и общие настроения в Европе могут серьезно повлиять на отношение ЕС к Балканам.

Тем более, что для многих серьезным уроком оказалось поведение Турции, где аналогичный выбор лишь усугубил авторитаризацию страны. Свежим в памяти остается и демарш лидеров стран Центральной Европы по вопросам беженцев, а также их плавное схождение к "нелиберальной демократии". И если Брюссель критически относится к Виктору Орбану в пределах Евросоюза, то как долго он будет избегать такого же отношения к Вучичу, как к лидеру страны — потенциального члена ЕС.

Проблемой стал и территориальный спор Словении с Хорватией, показавший, что Евросоюз это не панацея — внутри него конфликты между балканскими странами не решатся сами собой. Однако идея максимального вовлечения всех балканских стран в экономическое взаимодействие с ЕС и друг с другом уже дает свои плоды — внешнеполитическая риторика смягчилась, так как терять странам сейчас есть что.

Сейчас Евросоюз максимально хочет законсервировать нынешнее положение и убрать разногласия между странами, чтобы избежать очередной войны прямо у себя под боком. И, исходя из этого, противодействие разделяющей политике России может уже скоро стать одним из главных приоритетов в вопросах добрососедства ЕС. Потому что цена постоянных информационных и политических кампаний может оказаться слишком высокой.