Десять вопросов о благотворительности: как управлять и вовлекать

В преддверии "Дня благотворительности", который в этом году приходится на 9 декабря, delo.ua продолжает расспрашивать компании, известные своими филантропическими программами об их. Кто в них участвует? Как вовлекают в них сотрудников и клиентов?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Delo.ua продолжает расспрашивать компании, известные своими филантропическими программами об их корпоративных практиках. Об этом БДО, "МайкрософтУкраина", "МакДональдз в Украине", "Эрнст энд Янг", "Эмвей Украина" рассказали: Кто управляет благотворительными проектами? Кто в них участвует? Как вовлекают в них сотрудников, партнеров и клиентов?

В первой части разговора — В чем выгоде для бизнеса от благотворительных проектов? Как они финансируются? Как оценивают их эффективность? А в продолжении: На какие "грабли" корпоративной благотворительности наступают чаще всего?

Менеджеры благотворительноси

Кто занимается благотворительными проектами в компании?

БДО, Вера Савченко, HR & Marketing Executive:

Уделяют время благотворительности и социальной ответственности на постоянной основе четыре человека в двух офисах. К отдельным акциям присоединяются, конечно, и остальные сотрудники.

"Майкрософт Украина", Ярына Ключковская, директор по корпоративным коммуникациям и социальным программам :

В нашем украинском офисе один человек занимается непосредственно социальными и филантропическими инициативами, но, в общем, в каждом департаменте есть люди, связанные с КСО-проектами.

"Эрнст энд Янг", Наталья Теленкова, руководитель комитета по вопросам корпоративной ответственности:

В Комитете по вопросам корпоративной ответственности на сегодняшний день есть две рабочие группы: по работе с детскими домами и по работе с детьми с раковыми заболеваниями (сейчас пять человек в двух группах). Комитетчики были выбраны из волонтеров компании, чье участие в Комитете основывается на личном желании, но также согласовывается с их руководством. Цели и задачи они вписывают в свой годовой план, на выполнение социальных проектов тратится как рабочее, так и нерабочее время. Годовой отпуск комитетчика на два дня больше, чем у других сотрудников компании.

Если говорить о человеческом /временном ресурсе, хочу отметить, что необязательно нанимать отдельно взятого человека для разработки и осуществления программ корпоративного волонтерства. Лучше, чтобы это был сотрудник, уже работающий в компании, который "горит" и ведет за собой других. Здесь важно правильно оценить затраты времени, а значит, пересмотреть ожидания в отношении его основной / прежней нагрузки — и не забывать об оценке его работы.

"Эмвей Украина", Елена Якимчук, менеджер по корпоративным связям:

Координацией благотворительных программ занимается отдел по корпоративным связям компании "Эмвей Украина", состоящий из двух человек. Однако на стадии реализации благотворительных программ активно вовлекаются и другие сотрудники — как по нашему приглашению, так и по принципу "самовыдвижения".

"МакДональдз в Украине", Анастасия Зражевская, консультант отдела по связям с общественностью :

На национальном уровне — отдел по связям с общественностью. Также каждый ресторан регулярно проводит благотворительные обеды.

Как решаете, кому помогать?

БДО, Вера Савченко :

Успех и результаты может принести только многолетняя четко спланированная деятельность. Например, с 2005 года компания BDO оказывает материальную поддержку Днепропетровскому городскому детскому дому для детей сирот и дому ребенка в г. Днепропетровск, а с 2008 года мы оказываем материальную помощь киевскому приюту животных. Кроме того, стараемся работать в тех сферах, в которых мы разбираемся. Например, в сфере образования работаем со студентами финансовых вузов и специальностей.

"МакДональдз в Украине", Анастасия Зражевская :

Мы уверены, что усилия будут наиболее эффективны, если направлять их в одну точку. Наш выбор — это небольшие, но конкретные шаги, каждый из которых заканчивается конкретным делом, а именно передачей оборудования в больницы. Именно поэтому уже много лет, с 2004 года, в рамках акции "День счастья" мы работаем в одном направлении — оказываем помощь детским больницам.

В разные годы мы передали в больницы Украины неонатологическое оборудование, оборудование для оказания неотложной помощи детям, для диагностики и лечения болезней дыхательных органов, кардиологическое оборудование. По отзывам врачей, мы видим, что наша работа эффективна, так как оборудование, которое мы передаем, постоянно используется.

А для того чтобы определить, какое оборудование будет закуплено в рамках акции "День счастья" и в какие больницы направлено, обращаемся за рекомендациями к городским властям. При выборе больниц и оборудования учитываем наш десятилетний опыт проведения акции, а также советуемся со специалистами.

"Эрнст энд Янг", Наталья Теленкова:

Благотворительный комитет появился в компании в 2004 году для координации инициатив, исходящих от сотрудников. Тогда же были определены основные задачи и принципы работы: как определяем направления работы и выбираем бенефициаров, какие источники средств используем, как оцениваем эффективность, чем не занимаемся точно. За восемь лет работы приобретен значительный опыт в реализации благотворительных программ, но принципы работы не изменились.

Cотрудники "Эрнст энд Янг" и дети центра "Злагода" в Белой Церкви вместе играют в "Эрудит"

В благотворительности для нас важна вовлеченность сотрудников. Потому мы проводим ежегодные опросы, чтобы понимать, какие из проблемных сфер вызывают у них наибольший отклик. Два направления, выбранные изначально — дети-сироты и дети с раковыми заболеваниями, — остаются максимально актуальными (по результатам последнего опроса, 96% и 95% респондентов соответственно определили эти программы как важные). Мы работаем с тремя детскими домами и тремя НГО на протяжении многих лет. Кроме того, открываем новые направления и развиваем партнерские отношения, анализируем эффективность(обратная связь от получателей помощи, вовлеченность сотрудников).

"Эмвей Украина", Елена Якимчук :

Все наши программы соответствуют стратегии международной программы помощи детям "One by One": "помогать детям жить, достигать, играть, учиться".

Кроме того, выбирая программы, мы ориентируемся на актуальность проблемы для общества с одной стороны и возможность предложить решения, благодаря опыту и ресурсам компании с другой стороны. А также на возможность вовлечения в программу не только путем передачи денежных средств или продукции и на то, могут ли дистрибьюторы и сотрудники чему-то научить детей, поделившись знаниями. Важна возможность дупликации идеи проекта в разных регионах Украины или его повторения на ежегодной основе — мы отдаем предпочтение долгосрочным, а не разовым проектам.

Важен выбор надежного партнера — общественной организации, которая должна быть экспертом в той сфере, в которой реализуется благотворительная программа. Разумеется, ее документы и отчетность должны быть полном в порядке.

Как вовлекаете сотрудников в благотворительные программы? Как поощряете корпоративных волонтеров? Могут ли они заниматься благотворительностью в рабочее время, например?

"Майкрософт Украина", Ярына Ключковская :

Все сотрудники, которые хотят, могут принять участие в программе. Есть люди, которые просто помогают другим в свободное время, есть те, кто мобилизует других для помощи, кто-то приходит к нам в отдел за советом. Топ-менеджмент компании активно участвует и поддерживает инициативы сотрудников. Например, недавно для Фонда Дарины Жолдак сотрудники собрали более сотни детских книг, а компания со своей стороны передала 100 книг "Радугоны", которые мы когда-то спонсировали.

На самом деле, вовлекать сотрудников не приходится. Они сами инициируют большинство благотворительных акций, мы просто помогаем это организовать или предлагаем дополнительные возможности.

Программа корпоративного волонтерства тоже у нас существует, и интерес к ней растет из года в год.

В головном офисе в США, где работает приблизительно половина всех сотрудников компании, существует внутренний сайт, на котором каждый сотрудник может зарегистрировать благотворительную инициативу и попытаться собрать коллег, которые захотят его идею поддержать. Существует даже мобильное приложение, которое уведомляет сотрудников о новых возможностях сделать благотворительный взнос.

В компании, в том числе и в "Майкрософт Украина", существует такое правило: если человек нашел коллег, его поддержавших, и они собрали определенную сумму, то компания удваивает ее. И также каждый сотрудник три рабочих дня в году может потратить на волонтерскую деятельность — они будут оплачены компанией. Всего Microsoft по этой программе собрала и передала на благотворительные цели более миллиарда долларов.

"Эрнст энд Янг", Наталья Теленкова::

Больше 50% сотрудников компании вовлечены в проекты КСО, в том числе благотворительные — это показатель прошедшего года. (Благотворительные проекты — это одно из четырех направлений корпоративного волонтерства, три других — образовательные проекты, развитие рынка и экологические инициативы. — delo.ua).

Сотрудница "Эрнст энд Янг" учит составлять резюме выпускников детских домов

Мы не лимитируем участие сотрудника в благотворительной деятельности количеством часов или конкретной датой в году. Есть календарь событий, есть коммуникация перед каждым из событий, где предусмотрено участие волонтеров, есть специальные коды для социальных проектов, которые сотрудники могут использовать в своем отчете о времени (у нас обязательны такие отчеты еженедельно). Каждый для себя определяет, когда и в чем он участвует. Участие в рабочее время — возможно, это согласовывается с непосредственным руководителем в каждом конкретном случае. Все наши волонтеры получают письма благодарности от руководства на ежегодном мероприятии — в последние годы мы делаем их в виде открыток с фотографиями событий. А самые активные волонтеры получают дополнительные дни к отпуску.

БДО, Вера Савченко :

Материально мы сотрудников не поощряем. Стараемся воспитывать и прививать привычки социальной ответственности.

"МакДональдз в Украине", Анастасия Зражевская:

Наши сотрудники не просто активно вовлечены в проведение нашей главной благотворительной акции "День счастья" (сбор средств на закупку медицинского оборудования для детских больниц), они наша главная сила в привлечении посетителей к участию. Они предлагают гостям купить акционные товары, рассказывают им об акции и о том, на что мы собираем средства.

Акция "День счастья в МакДональз": акционные сувениры вместе с сотрудниками продает Вадим Гутцайт, олимпийский чемпион по фехтованию. Фото: Роман Пилипей

Для поощрения наиболее активных сотрудников, мы разработали специальную мотивационную программу, победители которой получат возможность ознакомиться с международными благотворительными проектами "МакДональдз" — поехать в Румынию в благотворительный дом Рональда МакДональда. Кроме этого, наши сотрудники и сами активно покупают акционные сувениры. Например, в нашем офисе на многих столах можно увидеть "ладошки".

Вовлекаете ли вы дистрибюторов и клиентов в благотворительные проекты? Какие приемы удачно работают?

"Эмвей Украина", Елена Якимчук:

Занимаясь благотворительностью, мы наблюдаем так называемый эффект кругов по воде. То есть, компания показывает пример партнерам-дистрибьюторам, они подхватывают инициативу и реализуют похожие проекты, актуальные для своих городов.

Если посмотреть статистику, то 75% волонтеров в наших проектах — это независимые предприниматели Amway, то есть, те, кто занимаются дистрибуцией продукции компании и в статусе частных предпринимателей ее являются партнерами. 10% составляют сотрудники.

А 15% — это люди, не связанные с компанией. Так, в 2011 году более 800 добровольцев приняли участие в строительстве игровых площадок на территории детских больниц в семи городах (на фото).

Наряду с независимыми предпринимателями пришли и обычные горожане, многие с детьми, чтобы поддержать инициативу компании. Кстати, наибольшую готовность потратить свое свободное время и силы проявили жители Днепропетровска — на строительство пришло 200 человек.

Реализуя в Украине социальные проекты, мы пришли таким выводам об особенностях национального волонтерства: украинцы готовы вовлекаться в благотворительные проекты, но при условии, что кто-то возьмет на себя организацию и в самом событии будет дополнительная "развлекательная" ценность. Люди часто не готовы просто давать деньги для больных детей, но с удовольствием участвуют в благотворительном пробеге или хотят собственноручно привезти необходимые вещи и оборудование. Им интересно не просто строить детскую площадку, а поучаствовать при этом в "Празднике жизни, здоровья и красоты".

"Майкрософт Украина", Ярына Ключковская :

У нас есть опыт сотрудничества с нашими партнерами — в прошлом году провели небольшую совместную благотворительную акцию для Дня св. Николая. Несколько лет назад предоставили нашим партнерам и заказчикам возможность вместо традиционных новогодних подарков выбрать опцию благотворительного взноса от их имени — деньги пошли на утепление "подшефного" детского дома в Киевской области. В этом направлении мы видим большие перспективы, и обязательно будем привлекать наших партнеров и клиентов к совместным инициативам.

"Эрнст энд Янг", Наталья Теленкова:

Мы открыты для партнерства, с некоторыми компаниями пересекаемся на протяжении многих лет в поддержке проектов, но конкретных больших совместных проектов пока не было. А по отдельным акциям — да, сотрудничаем. Например, не так давно у нас проходила встреча "Клуба бывших сотрудников", где собирали средств на операцию ребенку, информацию о котором получили от бывших сотрудников.

"МакДональдз в Украине", Анастасия Зражевская:

Популяризация идеи индивидуальной филантропии в обществе — одна из целей нашей корпоративной благотворительности, потому вовлекаем посетителей наших заведений в благотворительные акции. И судя по результатам фандрайзинга нашей самой масштабной акции "День счастья в МакДональдз", которая проходит каждый год в ноябре во всех заведениях компании в Украине, это получается. Сколько нам удалось собрать средств от продажи акционной продукции в этом году, объявим на днях. А итоги фандразинга предыдущих десяти лет — собрано около 10 млн. грн., которые пошли на закупку оборудования для более чем 50 детских учреждений в 28 городах Украины. Для того, чтобы как можно больше людей покупало акционные сувениры, приглашаем к участию "звезд" — известных музыкантов, спортсменов, телеведущих. С ними записываем снимаем видеобращения и транслируем эти ролики в наших заведениях и в соцсетях. Очень хорошо работает идея, когда в один из дней "звезды" встают за кассы "МакДональдза" в Киеве , чтобы продавать акционную продукцию. Делают ни это на волонтерских началах.