Еврокомиссия требует от ВТО разобраться с утилизационным сбором в России

Евросоюз предпринял новую попытку отменить "дискриминационный" утилизационный сбор на автомобили в России, пожаловавшись в ВТО

Высший законодательный орган Евросоюза — Европейская комиссия — продолжает кампанию по борьбе с утилизационным сбором, распространяющимся на импортеров автомобилей в России. В четверг стало известно, что ЕК просит Всемирную торговую организацию собрать группу по урегулированию спора о законности российского налога на утилизацию. Еврокомиссия считает так называемый утилизационный сбор дискриминационной мерой, которая обходится европейским экспортерам автомобилей в сумму около €10 млн ежегодно.

Противостояние официально началось 9 июля, когда ЕК направила жалобу в ВТО. 7 сентября истек срок "мирного" урегулирования этого вопроса. Комиссия уже проводила официальную консультацию с российской стороной по этому вопросу, а также поднимала этот вопрос в ходе переговоров, но пока фактических действий, как считают в Евросоюзе, принято не было.

По мнению ЕК, нераспространение норм утилизационного сбора на собранные в России, а также импортированные из Казахстана и Белоруссии автомобили нарушает основные принципы работы ВТО. Они запрещают создавать более благоприятные конкурентные условия для отечественной продукции по сравнению с импортом.

"Мы испробовали все возможные ходы, чтобы прийти к единому соглашению с Россией", — заявил европейский комиссар по торговле Карел Де Гюхт.

По данным ВТО, Россия является третьим по величине торговым партнером Евросоюза. В 2012 году сумма экспорта в Россию составила около €123 млрд, а экспорт достиг €213 млрд. Евросоюз, таким образом, становится крупнейшим торговым партнером России. Как утверждают в организации, экспорт из России на 80% составляет различное сырье. В Россию же преимущественно поставляются техника и легковые машины — на долю такой продукции выпадают около 50%.

Между тем в среду Госдума приняла в первом чтении поправки, которые обязывают платить утилизационный сбор не только импортеров машин, но и всех производителей, действующих на территории России, как отечественных, так и зарубежных. Депутаты, голосовавшие за поправки, признавали, что данная мера является вынужденной — Россия обязана соблюдать международные нормы. Документ планировалось рассмотреть еще весной — дата вступления поправок в силу наступила еще в июле, в связи с чем статус документа до конца не прояснен.

Несмотря на это, изменения в российском законодательстве не означают автоматического отказа Еврокомиссии от претензий.

"Нет, — сказал пресс-секретарь Еврокомиссии Джон Клэнси, говоря о том, повлечет ли вступление в силу в РФ закона по утилизационному сбору за собой автоматическое закрытие спора в ВТО. — Мы оставляем все пути открытыми, предоставляя право решения вопроса юристам".

Утилизационный сбор, введенный в России 1 сентября 2012 года, по существу, должен был стать механизмом компенсации снижения ввозных пошлин на импортные автомобили с 30 до 25% — на этот шаг российским властям пришлось пойти после вступления страны в ВТО в августе прошлого года.

Платить новую пошлину обязали всех импортеров и производителей легковых и грузовых автомобилей. Базовая ставка сбора для легковых автомобилей составляет 20 тыс. рублей, а для грузовиков — 150 тыс. рублей. Действующие на территории России отечественные и зарубежные компании, которые взяли на себя обязательство по последующей утилизации собственной продукции, были освобождены от уплаты сбора. В их числе оказались все крупнейшие российские автопроизводители: "АвтоВАЗ", КамАЗ, "Группа ГАЗ" и Sollers.

После введения новых норм утилизационный сбор должен приносить в российский бюджет около 200 млрд рублей ежегодно. Сейчас он приносит около 54 млрд рублей в год. При этом промышленной инфраструктуры, необходимой непосредственно для утилизации автомобилей, в России по-прежнему нет.

Следующим шагом в процессе разбирательства между Евросоюзом и Россией по вопросу утилизационного сбора станет обсуждение создания группы по урегулированию спора, которое состоится 22 октября. На этом мероприятии Россия имеет возможность опротестовать формирование такой группы. Если вопрос будет поднят во второй раз, на ноябрьском заседании, то Москва по правилам уже не сможет этому воспрепятствовать. Когда группа будет сформирована, стороны либо директор ВТО смогут выбрать членов, которые будут отвечать за процедуру вынесения решения.