General Motors обвинили в преднамеренном банкротстве Saab

Голландская компания Spyker, последний владелец Saab, подала в американский суд иск к General Motors, обвинив ее в преднамеренном банкротстве шведского автопроизводителя
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Голландская компания Spyker, последний владелец Saab, подала в американский суд иск к General Motors, обвинив ее в преднамеренном банкротстве шведского автопроизводителя. Spyker требует компенсировать ущерб в $3 млрд, нанесенный действиями GM, которая помешала продаже Saab китайским инвесторам. Успех Spyker маловероятен, компания сама виновата в своих бедах, полагают эксперты.

Голландская компания Spyker, совладельцем которой в прошлом был банкир Владимир Антонов, в понедельник направила иск в окружной суд США штата Мичиган. В нем она обвиняет крупнейшего американского автопроизводителя GM в преднамеренном доведении Saab до банкротства и требует компенсировать ущерб, оценив его в $3 млрд.

Spyker, в частности, обвиняет GM в том, что она заблокировала продажу Saab китайским инвесто­рам, опасаясь, что в этом случае она может создать себе нового конкурента на ключевом для бизнеса китайском рынке. "У действий GM была четкая и преднамеренная цель — довести Saab Automobile до банкротства. Это стало результатом коварного вмешательства GM в сделку между Saab Automobile, Spyker и китайскими инвесторами из Youngman, которая позволила бы Saab Automobile провести реструктуризацию и остаться платежеспособным, функционирующим предприятием", — отметила Spyker в иске.

Голландская компания приобрела контроль над Saab в 2010 году за $74 млн в надежде ре­структуризировать бизнес. При этом GM сохранила за собой авторские права на ряд технологий шведского автопроизводителя, а также его привилегированные акции, что давало ей право блокировать продажу компании неугодным инвесторам. Когда у Spyker возникли проблемы с финансированием, она пыталась продать Saab китайским компаниям за 100 млн евро и обязательства инвестировать еще 245 млн евро.

GM воспользовалась своим правом вето, и в декабре 2011 года Saab была вынуждена подать заявление о банкротстве. Активы компании на тот момент оценивались в 500 млн евро, а долги в 2 млрд евро. В итоге большая часть активов шведской компании (кроме принадлежащих GM) по решению суда все-таки досталась китайским инвесторам. Их приобрела компания National Electric Vehicle Sweden (NEVS), 51% которой принадлежит гонконгскому разработчику альтернативных источников энергии National Modern Energy Holdings. NEVS с помощью активов Saab рассчитывает в 2013-2014 годах выпустить электромобиль.

Spyker готовила иск к GM с самого момента банкротства Saab, заявил гендиректор голландской компании.

Примечательно, что Spyker представляет не только свои интересы, но и интересы Saab — компания находится под внешним управлением и не может сама участвовать в судебном процессе. Голландцы берут на себя все издержки по этому делу взамен на "существенную часть" средств, которые, возможно, удастся отсудить у GM.

GM пока заявила лишь, что "изучит иск и ответит позднее". Доказать, что GM обанкротила Saab, будет очень сложно, считают эксперты. "У GM не было заинтересованности в банкротстве Saab, она просто не хотела, чтобы технологии перешли к конкурентам, а это обычный бизнес", — сказал профессор кафедры экономики автомобильной промышленности Университета Дуйсбурга — Эссена Фердинанд Дуденхоффер.