Жителям Донбасса нужно предлагать конкретную должность и конкретную зарплату — Богдан Чабан

Шахты и терриконы Донбасса имеют потенциал, но они нуждаются в глобальном концепте для региона. Что можно вырастить на горящей земле и когда Мариуполь перестанет производить стиральные машинки с ручным валиком отжима?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Один из менторов "Хакадона" — Богдан Чабан, донбасский предприниматель, ветеран АТО, представитель ГО "Розвиток Приазов'я" — о глобальном концепте для нового Донбасса, трансформации шахт и новом уровне индустриализации региона

Как можно использовать шахты и горнодобывающую инфраструктуру после ревитализации Донбасса?

Во-первых, еще до генерации всех идей нужно разработать комплексную государственную политику по этому вопросу и отталкиваться уже от нее.

Но если отвечать в общем, то в первую очередь нужно четко уяснить, что каждая шахта имеет свой потенциал, размеры и так далее. Так что к каждой из них стоит применять индивидуальный подход при разработке способов нового использования. Скажем, какая-то часть шахт может стать вариацией коллективного хозяйствования. Это когда на их базе откроется большое количество мелких мануфактур. Такие центры малого предпринимательства вполне могут сработать.

Затем, и это еще один подход, каждую часть шахтной инфраструктуры можно рассматривать отдельно. Взять те же терриконы. Те из них, которые находятся в состоянии горения и до сих пор сохраняют внутри высокие температуры, можно использовать в качестве источников энергии. Какую-то часть терриконов можно приспособить под строительные нужды. Старые терриконы с устойчивыми почвами и породами могут, например, трансформироваться в основу для ландшафтных парков. Короче говоря, вариантов тут много.

Насколько такие изменения примут жители региона?

Примут. Просто необходимо дать четкое понимание того, что именно и как трансформируем. И в первую очередь создать новые рабочие места.

Мы не должны говорить о каких-то мифических вещах. Мы должны говорить конкретно: "Вы — специалист такого-то профиля. Мы вам можем предложить конкретную должность, конкретную заработную плату".

Все прекрасно понимают язык экономики. Интерес человека заключается не в том, чтобы работать именно в шахте, а в том, чтобы зарабатывать деньги, обеспечивать семью и поддерживать свой уровень жизни. Нужно просто акцентировать внимание именно на этом моменте.

О Донбассе принято говорить, что он до сих пор советский. Вы как житель этого региона можете этот стереотип подтвердить или опровергнуть? И как по-вашему можно эффективно избавиться от этой советской идеологии?

"Советскость" Донбасса кроется в индустриализации. Это все-таки индустриальный регион и он не станет в один момент курортной зоной или сельскохозяйственным центром. Но значит нужно продолжать играть с темой индустриализации. Только немного ее видоизменить.

Точнее, надо изменить непосредственно саму индустрию, сделать ее прогрессивней, технологичней. В Мариуполе до сих пор производятся стиральные машинки старого советского образца — с валиком для отжима белья. Единственное их применение — они идут на экспорт в Африку. А надо делать что-то, что шло бы на экспорт в Норвегию.

Пока Африка готова за эти машинки платить, у производителей может не быть стимула меняться, нет?

Просто нужно создавать новый культ труда. Донбасс привык считать себя регионом-тружеником. Надо оставить ему возможность это демонстрировать. Только труд этот должен стать чуть более инновационным. Нужно просто поменять систему советского труда на систему европейского. Вы делаете продукт, вы занимаетесь полезным делом, вы по-прежнему регион-труженик — но при этом производите товары нынешнего, а не прошлого века. Так эта концепция может сработать.

Если подумать о быстром глобальном концепте трансформации региона, каким он может быть?

Войну и в общем ситуацию, которая возникла, надо рассматривать с точки зрения в том числе и возможностей. Мне кажется, Донбасс может стать центром милитарной индустрии: от высоких технологий до производств для оборонного комплекса. Это же на самом деле очень большой рынок — и внутри страны, и снаружи. Мы уже можем создавать конкурентный продукт. Например, наши специалисты делают беспилотники, которые намного дешевле западных образцов и при этом не уступают им по качеству. Словом, я вижу это как один из вариантов развития региона. Это достаточно быстрый способ трансформации и один из самых безболезненных.