- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Итоги года: Пищевая промышленность
Снижение объемов производства практически во всех категориях пищепрома, кроме экспорториентированных – такова основная тенденция 2011 года. Даже те отрасли, представители которых в начале года оптимистично прогнозировали уверенный рост рынка, уже в середине года пересмотрели свои прогнозы на более скромные показатели. Так произошло, например, с пивным рынком – в январе, воодушевленные позитивной тенденцией 2010 года, пивовары ожидали минимум +5-8% роста по итогам 2011 года. "Но если мы выйдем на хотя бы 2% - это будет хороший результат", - констатировала глава ассоциации "Укрпиво" Галина Коренькова уже в сентябре.
В январе 2011 года украинско-белорусская пивная война, начатая еще в 2010 году, закончилась, и закончилась она не в нашу пользу. Украинские пивовары под угрозой блокирования поставок были вынуждены поднять средневзвешенную цену на свой продукт для белорусского рынка на 49-64%. "Та кампания, которая была развернута республикой Беларусь, дала негативные последствия. У нас неуклонно падает экспорт и растет импорт", - говорит Галина Коренькова. В январе-октябре 2011 года производство пива уменьшилось по сравнению с январем-октябрем 2010 года на 1,7%, или на 4,560 млн дал, и составило 263,655 млн дал.
Наряду с пивом сократилось производство и других основных алкогольных напитков. Падение производства водки и вина по итогам 10-11 месяцев года выражается двухзначными цифрами. Рекордсмен по падению объемов производства среди алкогольных напитков – вино. По данным Государственной службы статистики, за 10 месяцев 2011 года производство тихих вин в Украине составило 14 230 тыс. дал против 24 570 тыс. дал за аналогичный период 2010 года, то есть на 42,1% меньше, чем в прошлом году. Причину спада эксперты видят в ценовой конъюнктуре, активном импорте и росте теневого рынка.
Рынок водки также продемонстрировал впечатляющее падение. За 11 мес. 2011 г. производство водки уменьшилось на 19,8% - до 30,2 млн дал. Для сравнения, в 2010 году по сравнению с 2009-м было произведено на 0,2% больше водки и других крепких спиртных напитков - 42,4 млн дал. Генеральный директор Крымской водочной компании Джонатан Вейл ранее прогнозировал, что водочный рынок по итогам работы в 2011 году сократится на 13% по сравнению с результатом 2010 года. В прошлом году объем водочного рынка (легального) составил 46 млн дал, в этом году может быть ниже 40 млн дал, считают эксперты. Тенденция обусловлена, с одной стороны, снижением доходов населения, а с другой – увеличением тенизации рынков и ростом импорта.
Снизилось и производство безалкогольных напитков. В январе-ноябре 2011 года по сравнению с январем-ноябрем 2010 года их выпуск уменьшился на 2,9%, или на 3,959 млн дал до 132,544 млн дал. Не на пользу производителям сыграло и относительно прохладное лето 2011 года.
После падения 2009 года, в 2010 и 2011 гг рост показал и рынок минеральных вод. Рост составил 10% в 2010 году, однако по итогам 2011 года операторы не ждут увеличения объема более 5%. Для этого рынка в 2011 была характерна общая для пищепрома тенденция -усиление позиций крупных игроков и уход мелких. Лидером украинского рынка минеральных вод является компания IDS, которой принадлежит четвертая его часть - 28%. Среди тенденций можно отметить стремительный рост популярности негазированной воды.
Водочный рынок, несмотря на снижение легальных объемов производства, тем не менее, был богат на события. В центре внимания на протяжении всего года находился конфликт акционеров водочной компании Nemiroff - акционеры Яков Грибов и Анатолий Кипиш с одной стороны и семья Глусь с другой стороны борются за контроль над компанией. Судебные тяжбы с переменным успехом для каждой из сторон длятся по сей день. Смену собственника пережил еще один участник рынка - британский бизнесмен Нил Смит, собственник инвестиционной компании Eastern Beverage Company S.A. объявил о завершении сделки по приобретению 100% ООО "Крымская водочная компания", которая была создана на активах обанкротившегося Союз-Виктан".
Конфеты с молоком
Тяжелым выдался 2011 год и для производителей молочной продукции. Рекордные цены на сырье, отсутствие господдержки на фоне низкой покупательской способности населения – в таких условиях молпром существовал последний год. "В отрасли тяжелое экономическое положение. Нам нужно идти в ЕС, модернизироваться, но у нас нет средств на это - нет ни денег, ни возможности их заработать, поскольку многие заводы работают на грани рентабельности", - говорит председатель совета директоров Союза молочных предприятий Украины Вадим Чагаровский.
Основной фактор, определявший специфику работы компаний сектора в течение последнего года - рекордные цены на молоко в Украине. Если в 2010 году средняя цена на молоко составляла 3938 грн/тонна, что практически соответствовало европейским ценам, то на протяжении 2011 года они повысились еще на 30%. При этом производство продолжало падать – по данным Госкомстата, за 9 месяцев года производство молока составило 8710,3 тыс тонн, что на 3% меньше, чем в соответствующем периоде 2010 года.
Также нужно отметить, что уровень конкуренции на рынке, несмотря на кризис и низкую покупательскую способность населения увеличился. В Украину пришла белорусская продукция – и если раньше поставлялось в основном сливочное масло (пик пришелся на 2009 год), то теперь налажен импорт и ЦМП.
Тяжелое положение в отрасли породило еще один тренд - увеличение количества на рынке фальсификата, то есть продуктов-заменителей. Удешевление рецептуры – как правило, за счет замены животных жиров растительными – ответ производителей на потребность рынка в как можно более дешевом продукте.
При текущем уровне цен на молоко тонна пальмового масла обходится дешевле в среднем в три раза. При этом фальсификация охватывает все большее количество категорий молочных продуктов – если раньше она в основном применялось производстве сливочного масла и сгущенного молока, то теперь эта практика распространилась и на цельномолочную продукцию, и на сыры. Именно с этим был связан разразившийся в середине лета на рынке скандал - российская ассоциация "Союзмолоко" обвинила Украину в том, что украинский сыр поставляющийся в РФ содержит пальмовое масло, которым производители якобы заменяют животный жир для удешевления себестоимости. Россияне грозились повысить ввозные пошлины на украинскую молочку, однако до этого не дошло.
А вот по отношению к украинским кондитерам Россия оказалась более принципиальной. С 4 июля правительство РФ установило специальную пошлину на импорт карамельной продукции в размере 294,1 доллара за тонну сроком на 3 года. Эта новация не сильно задела украинские компании, как минимум крупнейшие из них, которые давно перестали размениваться на производство низкомаржинальной дешевой карамели. "По моим наблюдениям, украинские кондитеры уже давно не ассоциируются у российских потребителей с дешевой карамелью", - сказал директор по развитию "АВК" Андрей Дикунов. В качестве контрмеры кондитеры планировали нарастить поставки в РФ других видов кондитерских изделий.
Также антидемпинговая пошлина на украинскую карамель установлена в Беларуси. Ее отмены на импорт своей продукции сумели добиться Roshen, "Житомирські ласощі", Харьковская бисквитная фабрика, "Конти".
Однако если в случае с Россией и Белоруссией последствия ограничений для отрасли были не катастрофичны, то утрата казахского рынка была болезненной. Правительство Казахстана с 26 сентября сроком на три года ввело таможенные пошлины на импорт кондитерских изделий для защиты внутреннего рынка. Ставки пошлин (30%-49%) участники рынка охарактеризовали как "превышающие разумные пределы". "Мы были готовы к введению пошлин на карамель, но то, что Казахстан решил взимать на границе еще и 49% стоимости шоколадных конфет, а также ввел 39-процентную пошлину практически на все прочие сахаристые изделия – из ряда вон выходящий факт, я даже не могу припомнить прецедентов установления подобных пошлин", - сказала президент корпорации "Бисквит-Шоколад" Алла Коваленко.
Проблему, чем заменить и куда перенаправить высвободившиеся объемы продукции, украинским кондитерам еще предстоит решить.