Из-за взрыва на «Распадской» украинским металлургам может не хватить угля

Авария на шахте «Распадской» заставит украинских металлургов искать альтернативные источники сырья

на крупнейшем российском предприятии по добыче коксующихся углей — шахте «Распадская» — приведет к увеличению дефицита сырья в Украине. Это, по мнению экспертов, повлечет за собой дальнейшее подорожание угля. Сегодня «Распадская» является ведущим экспортером российского угля в Украину. На ее долю приходится около 12% всего импорта коксующегося угля на украинский рынок. Однако в результате аварии этот импорт, по всей видимости, резко сократится.

Эксперты прогнозируют, что из-за катастрофы в ближайшие месяц-два шахта будет простаивать, а на восстановление всех мощностей, пострадавших от взрыва метана, может уйти год-полтора. «Прекращение добычи коксующегося сырья на «Распадской», скорее всего, приведет к сокращению предложения угля в России, и, как одно из возможных последствий, к уменьшению поставок угля в Украину», — считает Владимир Гусак, директор дивизиона угля и кокса «Метинвеста». По прогнозы ИК «Драгон Капитал» изза аварии на «Расппадской» дефицит коксующегося угля на украинском рынке вырастет как минимум еще на 12-15%. К тому же с учетом летнего роста спроса на длинномерный прокат и традиционных украинских проблем с железнодорожным сообщением, это еще не самый пессимистичный прогноз.

Увеличение дефицита сырья, бесспорно, приведет к его подорожанию. «Цены на уголь вырастут на 10-15%», — считает старший аналитик инвестиционной компании «Тройка Диалог» Иван Харчук. Согласен с этим и эксперт «Драгон Капитал» Сергей Гайда. «Уголь в Украине станет на $10-20 дороже нынешней стоимости в $160-170 за тонну, цена же российского импортного сырья может перевалить за $200 за тонну», — предполагает Гайда.

По словам экспертов, проблемы с коксующимся углем скажутся на всех металлургах. Сырье у «Распадской» закупали практически все метпредприятия, включая даже «Метинвест» Рината Ахметова, который имеет свои угледобывающие активы. Дело в том, что качество украинского сырья требует добавки высококачественных марок российского угля, который преимущественно добывается на «Распадской».

Эксперты полагают, что металлурги будут решать проблему за счет импорта с альтернативных рынков. «Можно ожидать дальнейшего роста  поставок в Украину угля морским путем», — предполагает Владимир Гусак. По его словам Украине для этого необходимы новые мощности по разгрузке у гля в глубоководных портах, способных принимать крупнотоннажные суда. «Металлурги попробуют решить проблему дефицита за счет импорта из США и Австралии», — прогнозирует Харчук. Именно Австралия сейчас является одним из основных экспортеров угля в мире. А учитывая, что в США находятся активы «Метинвеста» и материнской компании ArcelorMittal, логично предположить, что эти компании будут завозить уголь для своих украинских метпредприятий из штатов. К тому же, по мнению Ивана Харчука, с ростом цен на уголь активизируется и добыча сырья на украинских шахтах. «С ростом цен на уголь добыча сырья в Украине станет более рентабельной, что и позволит шахтам увеличить его добычу», — считает аналитик.

Также, по мнению экспертов, «коксовый голод» может толкнуть отечественных металлургов и к поиску альтернативного сырья. Так, аналитик инвестиционной компании BG Capital Евгений Дубогрыз считает, что украинские металлурги могут частично заменять кокс при плавке чугуна в домнах на природный газ. «Сейчас металлурги получают газ по $230-240 за 1 тыс. куб. м. Кокс же обходится им в $290-300 за тонну. В таких условиях они могут успешно компенсировать дефицит кокса природным газом», — поясняет Дубогрыз.

В любом случае развивать новые направления импорта сырья металлургам все равно придется. Дело в том, что даже с восстановлением добычи на «Распадской» приоритетным рынком для российского предприятия будут страны Дальнего Востока. В первую очередь Китай и Южная Корея. Именно в эти страны шахта в последнее время увеличивала свои поставки. В Украину же отгрузки шахтеры Кузбасса сокращают. Так, если в прошлом году на Украину приходилось 73% от общего импорта из России, то за I квартал 2010 года доля сократилась до 40%. Остальное  идет в Китай и Корею.