Кабмин надеется в три раза увеличить объемы нефтепереработки в Украине

Диверсификация поставок нефти и запуск Одесского НПЗ поможет Кабмину преодолеть негативную динамику в развитии отечественной нефтепереработки

Глава Минэнергоуглепрома Эдуард Ставицкий заявил, что в ближайшее время на рассмотрение Кабмина будет подана программа поддержки и развития отечественной нефтепереработки, реализация которой должна привести к наращиванию доли бензинов украинского производства на рынке. Министр отметил, что правительство планирует выйти на объемы нефтепереработки в 1 млн. тонн в месяц против нынешних 300 тыс. тонн.

Эксперты называют эту цель реалистичной: такие объемы перерабатывались в 2003-2004 годах, когда Украина на 90% обеспечивала себя топливом за счет собственного производства, пишет "i"

По статистике Минэнергоуглепрома, в 2012 году в Украине было переработано 4,57 млн. тонн нефти при совокупной мощности украинских НПЗ 43,65 млн. тонн. Т. е. суммарно предприятия были загружены всего на 10%. Поэтому Кабмин стал изучать вопрос о целесообразности введения заградительных пошлин на импортные нефтепродукты, а также повышения качества топлива, производимого на украинских заводах. Как правило, их производство соответствует стандартам Евро-2, Евро-3 и Евро-4. А Одесский НПЗ, как уверяет исполнительный директор ВЕТЭК Александр Каплан, сможет выпускать высокооктановые бензины качества Евро-5.

В этом году переработка нефти может заметно увеличиться, благодаря возобновлению работы Одесского НПЗ, на который в прошлом месяце пришел новый собственник — группа компаний ВЕТЭК молодого бизнесмена Сергея Курченко. В пятницу на прошлой неделе на этом предприятии начались пуско-наладочные работы для возобновления производства.

Комментируя перспективы развития украинской нефтепереработки и, в частности, Одесского НПЗ, директор Киевского института энергетических стратегий Дмитрий Марунич отметил, что работа этого предприятия принесет населению бюджетный энергоресурс внутреннего производства, а Одесскому региону — дополнительные налоги в местный бюджет.

"Завод начал пусково-наладочные работы, вскоре предприятие заработает на полную мощность. Как я понимаю, они используют российскую нефть. В этом есть свои плюсы, так как она более дешевая по сравнению с той же азербайджанской, которую изначально планировали закупать. Однако более дорогая азербайджанская нефть далеко не всегда значит качественное сырье. Так что не вижу причин, чтобы завод работал с перебоями", — считает эксперт. По его словам, ситуация с развитием производства на Одесском НПЗ свидетельствует, что украинские НПЗ имеют перспективы инвестирования и возобновления работы, а это, в свою очередь, важный шаг к укреплению энергетической независимости.

Напомним, госкомпания "Укртранснафта", монопольный оператор нефтепроводной системы в Украине, предложила альтернативные маршруты поставок нефти для НПЗ в Одессе — с моря и суши. По словам Александра Каплана, Одесский НПЗ будет получать нефть морем через терминал ЗАО "Синтез-Ойл".

"Мы предложили два варианта — через морской нефтяной терминал "Южный" для нефти сорта Azeri Light или по нефтепроводу "Кременчуг–Одесса" для нефти сорта Urals. Сейчас они (ВЕТЭК — "i") принимают решение", — сообщил предправления "Укртранснафты" Александр Лазорко. Он уточнил, что перевод нефтепровода "Кременчуг–Одесса" в аверсный режим не составляет сложности и займет всего несколько дней.