Кабмин ставит транзит газа через Украину под угрозу — Коболев

Кабмин ставит транзит газа через Украину под угрозу — Коболев
Глава "Нафтогаза" Андрей Коболев считает, что предложение Кабмина отобрать украинскую ГТС и подземные хранилища у "Нафтогаза" поможет россиянам построить "Северный поток-2"

Решение Кабинета министров Украины об отделении ПАО "Укртрансгаза" от НАК "Нафтогаз Украины" — не только вредно, но и не соответствует законодательству. Кроме того, выполнение этого постановления может дать ПАО "Газпром" дополнительные аргументы для строительства газопровода "Северный поток-2". Такую позицию высказал глава правления "Нафтогаза" Андрей Коболев.

Речь идет о постановлении правительства, которое одобряет переход в хозяйственное ведение ПАО "Магистральные газопроводы Украины" (МГУ) газопроводов, компрессорных станций, подземных хранилищ газа, имущества сервисных служб, автотранспорта и другого имущества, необходимого для работы украинской газотранспортной системы (ГТС).

Коболев обращает внимание, что постановление так и не было опубликовано. Но, по его словам, если судить по проекту текста постановления, оно не соответствует действующему законодательству.

"Закон Украины требует от "Нафтогаза" передачи только тех активов, которые должны быть переданы на выполнение международных обязательств Украины в рамках анбандлинга. Подземные хранилища газа в этот перечень не входят, как и не относится к процессу анбандлинга добыча газа и многое другое", — заявил глава НАКа.

Фактически Коболев ссылается на предыдущее постановление Кабмина о том, что в рамках анбандлинга ГТС должна перейти в МГУ, а подземные хранилища — ПАО "Подземные газохранилища Украины" (ПГУ).

На данный момент контракт на транзит российского газа через Украину заключен с "Нафтогазом". Ему же принадлежит "Укртрансгаз", действующий оператор украинской ГТС. После завершения Стокгольмского арбитража с "Газпромом" "Укртрансгаз" должен был передать газопроводы в МГУ, а подземные хранилища — в ПГУ.

Новое постановление просто передает все активы "Укртрансгаза" в МГУ, причем — по праву хозяйственного ведения.

"Передавать любые активы, не передав транзитный контракт — значит потерять транзит. В прошлом году, например, мы на транзите заработали $3 млрд. Рисковать доходом в $3 млрд я бы никому не советовал", — говорит Коболев.

Он считает, что такая позиция Кабмина укрепляет доводы "Газпрома" о необходимости строительства "Северного потока-2".

"С точки зрения главного бенефициара этого решения, им является "Газпром". Это решение будет идеальным основанием для наших российских коллег пойти в Еврокомиссию и сказать: "Смотрите, контракт оставили здесь, активы здесь, работать не можем, "Северный поток" нужно строить", — суммирует Коболев. При этом он отметил, что подобный аргумент уже озвучивался в Еврокомиссии.

СПРАВКА

Украина гармонизирует свое законодательство о рынке природного газа с Третьим энергопакетом. В частности, это подразумевает отделение транспортировки газа от трейдинга (торговли). По этой причине Кабмин в 2016 году принял постановление №496, согласно которому обещал создать две компании — "Магистральные газопроводы Украины" и "Подземные хранилища газа". В первую должны были передать управление газопроводами, во второю — хранилищами.

Однако в действительности была создана только одна компания — МГУ. По словам замминистра энергоуглепрома Игоря Прокопива, министерство настаивает, чтобы все имущество действующего оператора ГТС "Укртрансгаза" было передано в управление МГУ. А целесообразность отделения хранилищ будет определять Министерство энергетики. 

У главы правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрея Коболева противоположная точка зрения. Он считает, что передача в МГУ хранилищ, в которых, согласно решениям украинских судов, есть спорные объемы природного газа, ухудшает привлекательность украинской ГТС для создания консорциума с международными партнерами. 

По этой причине "Нафтогаз" начал подготовку по отделению функции транспортировки внутри "Укртрансгаза" и планировал передать в МГУ исключительно транспортировку. Остальное имущество и функции оставались бы в "Укртрансгазе".