Для чего нужен бизнес-акселератор? Интервью с руководительницей Omni — Campus Анной Снитко

Анна Снитко, фото: Omni Campus
Анна Снитко, фото: Omni Campus
Бизнес — акселератор Omni — Campus — это компания, которая занимается внедрением инноваций в крупные компании. Почему обращаются к ним и какой их вклад в развитие рынка почтоматов в Украине, рассказала Анна Снитко, сооснователь бизнес-акселератора

Почему компании обращаются  в бизнес — акселератор Omni Campus ?

Анна Снитко: Когда в руководстве крупной компании приходят к выводу, что мир уже не такой, как раньше, и для дальнейшего роста нужно срочно что-то менять, есть три сценария развития событий:

"Витамин". В корпорации пытаются менять все внутри. Бюрократия на каждом этапе мешает быстро принимать решения, из-за чего реализация проекта затягивается на несколько лет. За это время команда успевает неоднократно поменять состав, а сама концепция — безнадежно устареть. В итоге направление перестает быть перспективным и никто уже не помнит, с чего все начиналось и зачем это было нужно. Проект закрывают.

"Развлечение". Компания обращается в "институты" инноваций, где много прогрессивных менторов, разноцветные стулья и интерактивные доски. В процессе инкубации инновационного проекта обычно много веселья. И вроде бы что-то двигается, есть прогресс. Но возвращаясь в реальность, клиент обнаруживает, что проблема не решена.

"Лечение". В компании происходят глубокие трансформации — цифровые, психологические, технологические.

Первые две модели достаточно легкие в реализации и достаточно удобные для корпораций, так как скрывают симптомы. В Omni Campus же фокусируются только на последней модели с ответственностью за результат. Это самая сложная и не масштабируемая история, но для нас самая близкая по ДНК.  Ключевые менторы и менеджмент Omni Campus — это 8 человек с совокупным опытом предпринимательства более 100 лет в сфере технологий: Давид Браун, Анна Снитко, Игорь Шум и другие не публичные личности.  

Компании  обращаются к нам, когда медленно растёт бизнес , нужно выйти  на новые рынки или что-то кардинально улучшить/поменять. Мы сотрудничаем с компаниями, которые готовы пройти этап трансформации, а также готовы довериться нам как экспертам для получения целостного продукта — от проверки гипотезы до подтверждения бизнес составляющей проекта. Также мы отличаемся от других бизнес — акселераторов тем, что берем на себя ответственность за результат. Justin пришел к нам с запросом создания логистического продукта на новый рынок. 

Фото: Omni Campus

На каких условиях строятся отношения между Omni Campus и компаниями — клиентами?

А. С.: Бизнес — акселератор Omni Campus работает с крупными игроками в сфере ритейла и логистики, а также активно внедряет автоматизированные решения, такие как почтоматы (прим. почтомат — один из инструментов автоматизации последней мили доставки для e-commerce, который позволяет забрать забрать посылку в любой время дня и ночи без вмешательства человека). Почтоматы "Новой почты", "Розетки", "Justin" — наша работа.  Наш подход к акселерационной программе основательный: в зависимости от потребности клиента помогаем решить актуальные задачи и внедрить инновационные решения в крупный бизнес.

Для этого у нас есть три варианта сотрудничества :

  1. Innovation demand (инновации под ключ) — когда мы сами реализуем инновационный продукт.
  2. Тендер технологий — когда объединяем запросы клиентов и крупные технологические компании, которые помогают решить задачу и внедрить инновации. Для этого устраиваем тендер и наша команда выступает в роли "проектного менеджмента".
  3. Стартап акселератор — когда объединяем клиентов со стартапами, проводит их через акселерационную программу и получаем финалистов, с которыми клиенты продолжают работать над продуктом.

К примеру, акселерационная программа Justin в Omni Campus длилась 7 месяцев — от момента создания идеи до момента масштабирования продукта. Мы совместно работали над разработкой бизнес — модели, концепцией, запуском продукта, подбором подрядчиков. Omni Campus создал для клиента готовый инновационный логистический бизнес с помощью полного погружения в процесс и вовлеченности резидентов акселератора:

  • На этапе исследования и стратегического планирования были задействованы 10 специалистов отдела OMNI Consulting
  • Разработка программного аппаратного комплекса и производство эталонного образца отделение — было задействовано еще 35 профессионалов c департамента OMNI Core
  • Команда завода Modern Expo отвечала за производство и сделала огромную работу — производство 400 отделений за 3 месяца
  • На этапе пуско-наладки — около 60 сервисных инженеров по всей Украине установили в общем 400 отделений — OMNI Core

Параллельно работала команда контакт центра и рекрутеров (около 60 специалистов) для набора операторов.

Интеллектуальная собственность — немаловажный вопрос, которому мы уделяем много внимания. Созданный продукт был запатентован.

Мы со своей стороны остались довольны результатом и благодарны нашим партнерам за доверие. 

Во сколько сегодня оценивается рынок дистанционной торговли/ рынок почтоматов? 

А. С.: Интерес к развитию сети почтоматов, как к одному из инструментов последней мили, непосредственно связан с ростом рынка e-commerce, который ежегодно показывает серьезные темпы роста. Статистика говорит о том, что это один из самых популярных видов торговли. В 2017 году розничные онлайн продажи по всему миру достигли отметки в  2,3 триллиона долларов США, при этом согласно прогнозам доходы от электронной торговли вырастут в 2021 году до 4,88 триллионов долларов США. Как утверждают аналитики в  Западной Европе к 2021 году 11% продаж будет происходить через рынок e-commerce. В Украине только за 2018 год показатели онлайн продаж выросли на 30% и составили 65 млрд грн, мировой рынок показал рост — 16%   ( $2,2 трлн).  По прогнозам экспертов, в 2019 этот сектор торговли увеличится в Украине еще на 25%, что касается рынка почтоматов, то его прирост составляет 35%40 % в год,  в 2015 году он оценивался в  5,3 млрд гривень, а уже в 2016 году - 7,8 млрд грн.  

Что из себя представляет рынок почтоматов сегодня? Он также развивается и является перспективным или он уже достиг своего пика? 

А. С.: Ежегодно растет мировая индустрия онлайн коммерции, а за ней соответственно и сфера почтово-логистических услуг. Но любая инновационная технология проходит определенный путь, который может длиться 10-15 лет. Если считать, что почтоматы в Украине стали развиваться активно с 2013-го, то пик их продуктивности мы увидим в 2023 году. А сейчас технология выходит на "наклон просветления" и движется к "плато продуктивности".

Насколько формат почтоматов вообще способен сейчас конкурировать с традиционными почтовыми отделениями и если сейчас нет, то изменится ли эта ситуация в будущем? 

А. С.: Выгода от работы почтоматов в сравнении с традиционными почтовыми отделениями очевидна. Такой сервис обеспечивают клиенту скорость доставки товара, экономию времени и шаговую доступность, а самое важное экономию на доставке для компаний. При правильно построенной бизнес — модели, почтомат может обеспечить компании экономию в 3 раза по сравнению с отделением или курьерской доставкой.  

Кроме того, конечные клиенты 21-го века хотят получить все и сразу. Самообслуживание стало новым трендом сфере услуг.

Согласно недавнему исследованию Accenture, ожидания клиентов основаны на трех основных проблемах:

  • Контроль доставки: потребители требуют лучшего сервиса доставки, который даст им возможность контролировать, как, когда и где доставляются их посылки.
  • Место доставки. По мере расширения выбора товаров и услуг, потребителям необходимы новые дополнительные сервисы, такие как запирающиеся шкафчики или места получения, которые обеспечивают безопасную, круглосуточную и иногда анонимную опцию доставки.
  • Сроки доставки. Несмотря на значительные инвестиции в скорость, все же компании должны сфокусироваться на том, чтобы дать потребителям диапазон времени доставки ( что соответственно  это будет влиять на цену), что обеспечит гибкость.

Именно поэтому многофункциональные посылочные автоматы станут удобным решением и в будущем количество почтоматов будет только увеличиваться.

   

Фото: Omni Campus

Какие вы ставите себе цели в дальнейшем? Что у вас в планах на остаток 2019 года? 

А. С.: Omni Campus будет продолжать создавать с партнерами инновационные продукты. Например, сейчас мы работаем совместно с компанией Mercedes — Benz над продуктом Omni Car. И в планах у нас еще много интересных коллабораций. В ходе сотрудничества наш клиент вовлечен в создание инновации конкретного продукта с измеримым результатом, получает эксклюзивность на пользование и первое внедрение продукта. Мы полностью сопровождаем, помогаем адаптировать и имплементировать инновацию в структуру корпорации. 

Есть несколько проектов, которые сейчас в работе на этапе запуска — мультифункциональное устройство для жилых домов  BrandsHub, CubeBurge r — станция для автоматизированного кафе. Остальные пока не можем озвучить.