Как чиновникам защититься от прослушки

Сергей и Алексей Рымаренко начали бороться с прослушкой в 1996 году. Старший из братьев знал о ней не понаслышке. Сергей пришел в бизнес из Службы безопасности. После отставки он создал научно-производственную фирму «Калипсо»

и Алексей Рымаренко начали бороться с прослушкой в 1996 году. Старший из братьев знал о ней не понаслышке. Сергей пришел в бизнес из Службы безопасности. После отставки он создал научно-производственную фирму «Калипсо». Младший брат Алексей, в прошлом военный, стал его заместителем.

Стартовый капитал Рымаренко взяли в долг. На эти деньги они арендовали помещение и закупили необходимые материалы. Профилем фирмы стало изготовление сварных конструкций для экранирования (защиты) помещений от прослушки. В технологиях братьям помогал отец, работавший на заводе имени Патона.

Хранители гостайн

Первый же заказ братья получили от региональной таможни. «На то время мы были единственными, кто производил подобное оборудование», — объясняет Алексей Рымаренко.

Первая кабинка под маркой «Калипсо» вышла весьма удачной. Поэтому всего несколько недель спустя к братьям за услугами обратилась Служба безопасности Украины. С тех пор государственные органы являются основными клиентами предприятия. Среди заказчиков и Министерство обороны, и Министерство внутренних дел, и налоговая администрация. Клиентами становятся также многие финансовые учреждения, которые обычно защищают от внешнего проникновения компьютерные сервера.

По словам Алексея Рымаренко, защитой от прослушки интересуется все больше частных компаний, обеспокоенных коммерческим шпионажем. В то же время он развеял слухи, будто защитными средствами вооружаются политические партии и блоки. «По крайней мере напрямую никто от политики не обращался», — утверждает он.

Под грифом «секретно»

С каждым годом защититься от прослушки становится все сложнее. Причина в том, что преступники постоянно совершенствуют свою технику. Специалисты могут снимать информацию с вибрации бетонных стен или света обычной электрической лампочки. Поэтому любую защиту братья Рымаренко называют относительной.

Технологии «Калипсо» тоже не стоят на месте. В компании научились оберегать помещения от выхода электромагнитных и звуковых волн, а также вибрации. Отдельную защиту устанавливают на мониторы, системные блоки и клавиатуры компьютеров — наиболее уязвимые с точки зрения утечки информации.

В своей работе сотрудники фирмы используют комплектующие и материалы из разных уголков Украины, а также дальнего зарубежья. В производстве задействованы 15 сотрудников, среди которых — люди со специальной подготовкой. «Скажем, наш главный технолог — доктор технических наук», — говорит Алексей Рымаренко.

Свои наработки «Калипсо» хранит под семью замками. Во-первых, чтобы ими не воспользовались злоумышленники. Во-вторых, чтобы технологии не достались конкурентам. Кстати, говорят, что по этой причине российская ФСБ не позволяет своим компаниям экспортировать из страны защиту от прослушки.

Сотни тысяч за спокойствие

О стоимости своей продукции братья Рымаренко говорят неохотно. Минимальная защита от прослушивания будет стоить заказчику 100 тысяч гривен. Верхней планки цены предприниматели не называют. «Каждый объект индивидуален, все зависит от пожелания клиента», — уклоняется от вопроса руководитель фирмы.

В то же время Рымаренко уверяют, что за границей экранирование помещений стоит в три-пять раз дороже. При всей дороговизне эти услуги пользуются спросом. Бизнесмены объясняют это тем, что при утечке информации ущерб компании может составить гораздо большую сумму. Что уж говорить об информации, рождающейся в стенах госструктур.

Пожалуй, самый дорогой способ защиты от прослушивания, который предлагает «Калипсо», — специальные металлические кабинки. Это сварные конструкции со специальным наполнителем в простенках. Каждая из них оборудована системами освещения, вентиляции и одной дверью. Внутри — абсолютный минимализм.

Известно, что одна из таких кабинок установлена в Кабинете Министров. В ней экс-премьер Виктор Янукович проводил переговоры. И хотя изготовление такой продукции для «Калипсо» скорее исключение из правил, она существует не в единичном экземпляре. Но кто еще заказывал такие комнаты — большой секрет.