Как "Газпром" добывает газ за полярным кругом

В сентябре крупнейший газодобытчик России компания «Газпром» организовала первую за последние несколько лет поездку для украинских журналистов по своим объектам. В их числе была корреспондентка «ДЕЛА»

Недельный тур украинских журналистов по «государству «Газпром» начался с посещения современной компрессорной станции «Волоколамская» под Москвой.

«Станция полностью компьютеризирована и оборудована по последнему слову техники», — с гордостью заявило нам руководство станции. «Волоколамская» обслуживает систему магистральных газопроводов «Ямал — Европа».

Второй день журналисты провели в главном офисе «Газпрома». Нам показали центральную диспетчерскую, которая часто является местом съемки телесюжетов. Во второй половине дня на наши вопросы отвечали руководители газового монополиста. Лично на меня наибольшее впечатление произвел глава компании — Алексей Миллер. Тихо говорит, уверен в себе и хорошо держит контакт с аудиторией. Когда микрофон достался мне, я объединила в один сразу три вопроса на тему создания «Газпромом» и «Нафтогазом» совместного предприятия: о соблюдении Украиной обязательств перед МВФ, о гарантировании объемов транзита через Украину и о видении «Газпромом» ценовой политики для индустриального сектора. Алексей Миллер по очереди отвечал на все три. Даже о ценовой политике ответ прозвучал в полном объеме. Из него следует, что внутренняя цена для украинских предприятий после создания СП будет рассчитываться по формуле: экспортная цена — стоимость транзита — экспортная пошлина (30%). «Это означает, что цены для украинских предприятий будут на 40% ниже, чем для европейских», — пообещал Миллер. (подробнее читайте на портале Delo.ua)

На встречу с Сибирью

В Новый Уренгой летим чартером «Газпром авиа». У газового гиганта имеется авиакомпания с собственным авиапарком, которая в том числе перевозит к местам промысла вахтовиков. Так на Севере называют персонал, который работает по вахтовому методу: 1-2 месяца в районе добычи, после чего их возвращают на месяц домой, как говорят вахтовики, на Большую землю.

Вылетаем из «Остафьево» — этот аэропорт также актив «Газпрома». 3 часа 20 минут с момента взлета, и вот наш самолет начинает идти на снижение. Через иллюминатор можем наблюдать тундру, извивающуюся, словно змея, реку и признаки пребывания человека — промышленные здания и жилые дома.

Здание аэропорта по киевским или московским меркам скромное, удобства — на приаэропортовой площади. Внимание привлекают надписи на близлежащих постройках: «Это мой, это твой, это наш Уренгой», «Север — наш общий дом». На брендированном автобусе направляемся в гостиницу «Ямбург». Последняя принадлежит газпромовскому подразделению в Западной Сибири «Газпром добыча Ямбург». Это крупнейшая добывающая компания газовой корпорации — на нее приходится примерно 40% добычи газа «Газпрома» (210-220 млрд. куб. м газа и 1,5 млн. тонн газового конденсата в год). Гостиница 4-звездная, но может дать фору многим «пятеркам» Египта или Турции. Расположена в непосредственной близости с административным зданием «Газпром добыча Ямбург». Буквально через дорогу — принадлежащий компании недавно открывшийся спортивно-оздоровительный комплекс: бассейны, залы для занятий разными видами спорта, танцами. Воспользоваться услугами комплекса могут не только сотрудники «Газпрома». «Взрослым необходимо приобрести абонемент, а спортивные секции для детей у нас бесплатные», — поясняет директор комплекса Федор Штеер.

За Полярным кругом

На рассвете выезжаем в поселок Новозаполярный. По пути приходится переправляться через реку Пур. В Киеве практически еще лето, а здесь уже глубокая осень. Температура в Заполярье опускается до -2о С. Нам с погодой повезло — она на удивление солнечная, температура воздуха +5о С.

В Новозаполярном пересаживаемся в «Уралы» — транспорт специальной комплектации для перевозки вахтовиков. Следуем на промысел к кусту скважин №305. «Бурение одной эксплуатационной скважины глубиной 1,1-1,3 тыс. м обходится в 60 млн. руб. ($2 млн.)», — говорит Сергей Ахмедсафин, замгендиректора — главный геолог «Газпром добыча Ямбург». На поверхности к зацементированным скважинам подведены коммуникации. У каждого куста скважин своя система телеметрии, благодаря чему за работой куста и основными параметрами каждой скважины можно следить из диспетчерской. Правда, как говорят газодобытчики, на свежих скважинах используется более продвинутая система контроля — телемеханическая (она позволяет не только получать информацию, но и управлять работой каждой скважины из диспетчерской).

С того момента, как газ поднялся на поверхность, и до того, как его направили по магистральному газопроводу, одна из основных операций, производящихся с газом, связана с борьбой с влагой. Сначала нужно воспрепятствовать гидратообразованию (образованию льда — скважина построена в вечной мерзлоте) до того, как газ попадет на завод по подготовке газа, потом очистить газ, в том числе извлечь из него воду (более подробно технологический цикл описан в справке). Сами газопроводы располагаются на глубине 2,5 м. На вопрос, благодаря чему газопроводы не повреждаются под воздействием температурных перепадов, получаю следующий ответ начальника службы по связям с общественностью «Газпром добыча Ямбург» Сергея Чернецкого: «Используются особые технологии укладки трубы. Периодически газопроводы совершают П-образные изгибы. Они могут сжиматься, как гармошка».

В вахтовом поселке «Газпром добыча Ямбург» Новозаполярный рабочие живут в жилых модулях: в одно- или двухкомнатных квартирах, как правило, по двое в комнате. И строения, и предметы быта — от занавесок в жилых комнатах до стиральных машин — собственность «Газпрома». «Рабочему достаточно подать заявку, и его обеспечат всем необходимым», — поясняет Анатолий Есипов, начальник службы по эксплуатации вахтового поселка. В одном жилом модуле — два жилых блока и один общественный. В последнем есть зимний сад, спортзал, два тренажерных зала, бильярдная, столовая, магазины, банкоматы.

Рабочий график у газодобытчиков довольно-таки жесткий. «15 дней по 12 часов в ночную смену, один день выходной, 15 дней по 12 часов в дневную смену. Потом на месяц домой», — приводит пример стандартного графика Александр Корякин, начальник нефтегазодобывающего управления «Газпром добыча Ямбург». Так  несут вахту рабочие. Кстати, рабочий IV разряда получает за 160 отработанных часов около 80 тыс. руб. (почти 20 тыс. грн.). Правда, подсчет показывает, что за месяц вахты он заработает вдвое большую сумму. Что касается менеджеров и инженеров, то у них график такой: по 10 часов 6 дней в неделю плюс один выходной — и так 2 месяца, потом месяц отдыха.

Большая земля вахтовиков

В Москву летим тем же самолетом. Фактически на три дня нам выделили Як-42 бизнес-комплектации. Практически одновременно с нами идет регистрация на регулярные рейсы в Москву (аэропорты «Домодедово» и «Внуково») и Уфу. На самом деле газпромовских вахтовиков в Новый Уренгой доставляют главным образом из Москвы, Краснодара, Тюмени, Уфы. Есть ведомственные рейсы и из Белгорода, откуда на Крайний Север прилетают в том числе этнические украинцы с российскими паспортами — не гражданин России работу в «Газпроме» не получит.

КАК ДОБЫВАЮТ И ПОДГОТАВЛИВАЮТ ГАЗ


1. Газовая скважина куста №305, так называемая «елка». К ней подведены коммуникации — газопроводы. К природному газу здесь, при необходимости, добавляют метанол — с тем, чтобы не допустить ледяных пробок (гидратообразований). На одном кусте может быть до 11 скважин.


2. Газ из скважин каждого куста течет по газопроводу — шлейфу к месту подготовки его к транспортировке. Первое, что здесь делают с газом — нормализуют давления (до планового показателя). Причем все шлейфы пронумерованы. Не сложно было найти тот, который соответствует кусту №305.


3. Дальше газ из разных шлейфов, но уже с одинаковым давлением идет в коллектор сырого газа, а оттуда — в цех очистки.


4. Сначала в сепараторах газ очищается от воды и механических примесей (особенно актуально для новых скважин). Кроме того, здесь производится регенерация метанола.


5. В абсорберах влага извлекается на молекулярном уровне. Для этого используется диэтиленгликоль — он вбирает в себя жидкость.
 


6. В цеху регенерации эту влагу отделяют от диэтиленгликоля, а воду очищают и возвращают в природу. Агрегаты, расположенные в насосном цеху, диэтиленгликоль направляют обратно в абсорберы. 



7. Основной продукт направляется в коллектор сухого газа. Теперь газ соответствует ГОСТу и готов к транспортировке по магистральным газопроводам.