Как Кабмин Яценюка боролся с энергокризисом

9 месяцев "антикризисного" Кабинета министров пролетели словно несколько дней. На смену ему уже на следующей неделе придет новый. Delo.UA проанализировало отчет Кабмина о проделанной работе в энергетике, сравнив сухую статистику и заявления правительства

Антикризисному Кабинету министров, ласково (или не очень) прозванному "правительством камикадзе", исполнилось уже более 270 дней, и он отправился в отставку в связи с присягой новой Верховной Рады. По итогам работы министры обнародовали краткий отчет о своих достижениях. И сложно сказать, что в сфере энергетики и энергетической безопасности он сильно радует.

В отчете правительства, опубликованном на сайте Кабмина, столь важной сфере, как энергетическая безопасность, посвящен один слайд презентации, где правительственные мужи рассказали о своих достижениях. Так, например, себе в заслуги Кабмин вменяет "налаживание поставок газа в Украину по реверсному маршруту из Европы". Действительно, 2 сентября правительство официально открыло один из долгожданных реверсных маршрутов — из Словакии — позволяющий импортировать в страну 10-11,5 млрд кубометров природного газа в год. Впрочем, переговоры со словацкой стороной об этом реверсе велись еще в мае минувшего года — тогда Минэнерго под руководством Эдуарда Ставицкого не достигло больших успехов в данной сфере из-за противодействия со стороны российского газового монополиста — "Газпрома", — который был категорически не согласен с реэкспортом топлива и грозился перекрыть поставки в Европу. В 2014-м же, несмотря на все угрозы и реальные попытки сокращения поставок, словацкий реверс все же заработал.

Источник: Презентация "Звіт уряду. Лютий-листопад 2014"

Говорить о налаживании поставок текущим правительством в целом не совсем корректно. Дело в том, что реверсные поставки "голубого топлива" наша страна практикует уже третий год. Так, в 2012-м стартовал реверсный маршрут из Польши, которым пользовалась НАК "Нафтогаз Украины". В минувшем же году поставки сразу по нескольким направлениям — после запуска реверса из Венгрии — проводили три контрагента: уже упомянутая НАК, энергохолдинг ДТЭК Рината Ахметова, а также ВЕТЭК "младоолигарха" Сергея Курченко. Суммарный же объем импортированного таким путем ресурса в 2013-м, по данным "Укртрансгаза", составил 2,1 млрд кубометров топлива. Тогда — на фоне объемов топлива, закупаемых Украиной в РФ, подобные цифры выглядели несколько несерьезно — северный сосед поставил нашей стране год назад 27,9 млрд кубометров ресурса.

В текущем году объемы импорта из РФ также оказались солидными. По данным Министерства энергетики и угольной промышленности, за первое полугодие (собственно, в июне "Газпром" остановил поставки топлива в адрес украинских компаний) в страну поступило 14,5 млрд кубометров ПГ, из них лишь 0,6 млрд кубометров пришло из Европы. В целом же по состоянию на 23 ноября Украина получила только 3,8 млрд кубометров от европейских партнеров. И в общем объеме импорта ресурса вряд ли Европа занимает 60%, как утверждается в правительственном отчете — всего 20,8%. Что же касается экономии, здесь вопрос весьма спорный в части "как считать" и "на чем экономить". Арсений Яценюк, выступая на заседании правительства, методику подсчета объяснил так: "…отказавшись […] от российского настоятельного предложения по цене на газ, которая предусматривала так называемую временную скидку — фактически потом она была бы $500 — мы сэкономили $0,5 млрд. Потому что тот газ, который мы покупаем у европейских партнеров, дешевле, чем тот, который мы собирались покупать у россиян. $500 млн — это то, что мы должны были заплатить России, но не заплатили и оставили в Украине".

Однако более всего в документе удивляет фраза "увеличено объемы газовых резервов с 5 до 17 млрд кубометров". Украина ежегодно заполняет подземные хранилища газа для безопасного прохождения отопительного сезона, а также — в качестве жеста доброй воли — для гарантии бесперебойного транзита газа в Европу. По мнению "Газпрома", высказанному летом минувшего года, необходимые объемы запасов "на зиму" составляют 21 млрд кубометров, Украина же настаивала на значительно меньшей цифре 18-19 млрд кубометров. В текущем году они оказались и того ниже — к началу отопительного сезона наша страна накопила 17,6 млрд кубометров ресурса. При этом, по данным "Укртрансгаза", по состоянию на 25 ноября в подземных хранилищах нашей страны находилось 14,55 млрд кубометров, что ниже показателей за конец декабря-2013 — 14,77 млрд кубометров. Об увеличении "5-17" также говорить не приходится: по словам экс-министра энергетики Ставицкого, 20 февраля в ПХГ находилось 11,5 млрд кубометров, новый же Кабмин был избран 27-го.

Остальные пункты более-менее соответствуют действительным — сокращение потребления газа год к году за 10 месяцев текущего года составило 17% (глава Кабмина называет 20%) — 6,4 млрд кубометров топлива. Эксперты связывают подобные изменения с падением промышленного производства — в октябре, по данным Госстата, индекс промпроизводства снизился на 16,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) из-за ситуации на Донбассе. Вполне естественно снизилось и потребление ресурса, около 50% которого в прошлые годы шло на покрытие нужд промышленности. Кроме того, правительство постановлением №296 от 9.07.2014 года установило граничные лимиты потребления газа для предприятий теплокоммунэнерго, что также помогло снизить потребление.

Действительно заслуживают внимания из пункта об энергобезопасности два факта — иск против "Газпрома" и его несправедливого контракта в Стокгольмский суд. Многие эксперты газового сектора отмечали, что контракт с условиями "бери-или-плати", а также указанными условиями привязки стоимости ресурса к цене на нефть устарел; общественные организации и активисты и ранее призывали Кабмин сделать подобный шаг, однако решилось на это только правительство "камикадзе". То же касается и закона о реформе газотранспортной системы Украины, который позволит привлечь инвестиции для модернизации одной из самых крупных в Европе подобных систем.

Что же касается отчета самого Министерства энергетики и угольной промышленности, здесь ограничились лишь весьма общими фразами, по которым характеризовать работу ведомства весьма сложно — да, действительно, по многим направлениям работа действительно начата. Впрочем, весь итог его деятельности за эти девять месяцев можно описать одним словом: диверсификация. Не всегда удачная, как вышло в случае с поставками угля из ЮАР, но все же существенная. Так, Кабмин, исходя из документа, все же гордится договором с американской компанией Westinghouse о поставках ядерного топлива для украинских атомных электростанций, что позволит хоть немного, но сократить зависимость от российского поставщика — топливной компании ТВЭЛ, входящей в состав "Росатома". Фактически же любые попытки разнообразить пул стран, с которыми Украина работает в сфере торговли энергоносителями, являются попытками внедрить европейское законодательство (в частности, Третий энергопакет), а также способствуют здоровой конкуренции между поставщиками, ввиду чего топливно-энергетический сектор перестанет быть зависимым от политических нюансов. Как говорится, it"s just business. Только вот следующему министру энергетики, который займет место Юрия Продана, придется сложно, поскольку украинской энергосистеме осталось несколько шагов к "пропасти" — дефицит газа, угля и генерирующих мощностей отнюдь не повод для гордости, а повод искать новые выходы из сложной ситуации и развивать уже существующие наработки.