Как обеспечить обработку и хранение корпоративных данных

Современные дата-центры помогают эффективно решать задачи сохранности и обработки информации. Райффайзен Банк Аваль рассказывает об опыте организации дата-центра, используя услугу крупного телекомоператора

Потребность в обработке и хранении больших массивов информации является неотъемлемым этапом развития ИТ-инфраструктуры любого крупного предприятия с высоким уровнем централизации данных. Особенно актуально это для компаний финансовой, страховой, розничной сфер бизнеса с разветвленной региональной сетью, которые нуждаются в постоянном оперативном обмене информацией.

Для эффективного построения бизнес-процессов ИТ-инфраструктура предприятий должна обладать следующими критериями: высоким уровнем производительности, защищенности данных, масштабируемости, доступности информации в режиме 24 часа 7 дней в неделю и т.д. Очевидно, что важным моментом является не только, каким мощным серверным оборудованием владеет компания, но как и где это оборудование располагается. Насколько корпоративные данные защищены от внешнего воздействия и в то же время  доступны для сотрудников компании из любой точки мира – эти задачи находятся в плоскости ИТ-решений. Современные центры обработки и хранения данных (дата-центры) наиболее эффективно помогают решать ИТ упомянутые выше задачи.

Дата-центр - это специально оборудованная техническая площадка, предназначенная для установки серверов и другого коммуникационного оборудования с возможностью подключения к ресурсам корпоративной сети передачи данных Заказчика, ресурсам сети Интернет и т.д.

Собственный дата-центр vs дата-центр на аутсорсинге

Организовать работу дата-центров бизнес может как собственными силами, так и с привлечением внешних специализированных провайдеров.

При решении строительства и дальнейшей эксплуатации собственного дата-центра компания должна быть готова к дополнительным долгосрочным инвестициям и дополнительным человеческим ресурсам в сфере ИТ.

«Строительство дата-центра – инвестиция достаточно существенная, окупиться в краткосрочной перспективе она не может. Кроме того, содержание собственного дата-центра сопряжено с дополнительными операционными затратами. К примеру, затратами на обслуживание обеспечивающих подсистем дата-центра, на содержание дополнительного  узкоспециализированного персонала (энергетики, кондиционерщики и т.д.)», - говорит Юрий Прийма, начальник отдела управления специальными проектами «Киевстар Бизнес».

Услуга аутсорсинга ЦОД – это комплексная услуга по строительству и поддержанию работы дата-центра, которая включает в себя сервис обеспечения оборудования клиента бесперебойным электропитанием, необходимым температурно-климатическим режимом, сервис обеспечения безопасности и пожаротушения в помещении, сервис доступа к каналам связи. Серверные помещения находятся под круглосуточной охранной и видеонаблюдением с жестким пропускным режимом.

Размещение серверного оборудования в дата-центре профильного внешнего провайдера имеет несколько неоспоримых преимуществ.

Во-первых, это приспособление дата-центра под индивидуальные требования заказчика.

Во-вторых, короткий период реализации проекта. Компании, которые специализируются на предоставлении этой услуг, способны построить дата-центр под индивидуальные запросы клиента всего за 3-6 месяцев, так как уже имеют помещения с высокой степенью готовности для размещения оборудования. В случае самостоятельной реализации проект может занять 1-2 года.

В-третьих, компании-заказчику нет необходимости инвестировать существенные капитальные средства в проектирование и строительство ЦОД с нуля.

Как снизить риски при выборе компании-провайдера?

Выбирая оператора предоставления услуги, компании-заказчику следует обратить внимание на несколько важных моментов.

Во-первых, очень важно выбрать в качестве партнера стабильную компанию с большим опытом работы в отрасли. Услуги по размещению серверов (colocation) для провайдера должны быть профильным бизнесом. Не менее важный момент – наличие у компании достаточных оборотных средств.

Во-вторых, важно, чтобы здание дата-центра было в собственности провайдера. Это обезопасит клиента от потенциальных рисков, связанных со сменой арендованного помещения.

В-третьих, важно на этапе выбора поставщика услуг качественно сформировать техническое задание на проектирование и строительство дата-центра, а также грамотно составить соглашение об уровне качества сервиса, которое будет регламентировать уровень качества сервиса и взаимоотношения клиент - провайдер на протяжении действия контракта.

На этапе проектирования и строительства желательно привлечь независимый технический аудит, который подтвердит скрытые строительно-монтажные работы и соответствие технического решения техническим требованиям.

Юрий Прийма обращает внимание на то, что здание, в котором размещается дата-центр, должно обладать специфическими характеристиками. Высокие требования выдвигаются к его инфраструктуре (наличие 2 независимых кабельных вводов, 2 независимых силовых линий связи, повышенная нагрузочная способность перекрытий, отсутствие техногенных зон, железной дороги вблизи ЦОД и т.д.), поскольку они влияют на уровень надежности дата-центра. Поэтому даже если у компании есть несколько собственных зданий, далеко не всегда в них целесообразно размещать дата-центр. Перед принятием окончательного решения о создании дата-центра в собственном помещении необходимо выполнить технический аудит здания для оценки степени приспособленности помещения под размещение дата-центра и т.д.

Пример использования услуги дата-центр

Один из крупнейших украинских банков Райффайзен Банк Аваль имеет развитую региональную структуру с дирекциями во всех областных центрах Украины. В каждой региональной дирекции размещались оборудованные серверные помещения и требовали значительных усилий по содержанию.

Перед Райффайзен Банком Аваль стояла задача объединить все региональные ИТ-ресурсы на базе центрального офиса. Решение было найдено – организация ЦОД на базе дата-центра телекоммуникационного оператора «Киевстар».

«Мы провели оценку того, сколько серверных ресурсов хранения данных потребует от нас централизация. Свободных площадей в собственном дата-центре в центральном офисе у нас не было. Поэтому было принято решение привлечь внешнего провайдера», - объясняет Петр Воронов,  начальник управления поддержки дата-центра и телекоммуникаций Райффайзен Банка Аваль.

Для выбора провайдера банк провел тендер, в котором принимали участие 5 компаний, к которым выдвигались высокие требования. Победителем конкурса стала компания «Киевстар». Провайдер создал для банка отдельный дата-центр площадью 100 кв. м, в котором организована инженерная инфраструктура, отвечающая требованиям НБУ и Tier III. Проект был реализован на качественном уровне всего за 3,5 месяца. 

«Услугами «Киевстар Бизнес» мы начали пользоваться с сентября 2010 года. Сейчас идет поэтапная централизация. На данный момент мы консолидировали нашу ИT-инфраструктуру на 30%», - продолжает Петр Воронов.

Воронов отмечает, что никаких проблем в работе дата-центра с момента старта сотрудничества не было. Для компании было важно провести централизацию ресурсов без изменения бизнес-процессов. Использование услуги дата-центр от  «Киевстар Бизнес» обеспечило такую возможность.

Эффект от услуги дата-центр на аутсорсинге

По словам Петра Воронова, собственные дата-центры компаний окупаются в среднем от 5 до 7 лет. «Таким образом, использовать услуги внешних провайдеров выгоднее, чем организовывать собственный дата-центр», - уверен он.

Несмотря на то что проект находится в стадии реализации, первые его результаты ощутимы уже сейчас – это сокращение расходов на обслуживание серверных помещений в регионах Украины. «Данные серверные комнаты, в которых хранится банковская информация, должны соответствовать высоким требованиям безопасности. Строить и сопровождать работу таких помещений достаточно дорого, - резюмирует Петр Воронов. - Один из позитивных эффектов использования услуги – банку не нужно будет финансировать работу 25 серверных помещений по всей Украине». 

О преимуществах подключения через GPRS/EDGE сети на примере компании «Коника Минолта Украина»  читайте здесь .

Об опыте использования услуги «Навигатор» компанией  GfK Ukraine в ходе проведения всеукраинского экзит-пола  читайте здесь.

Больше о преимуществах подключения к услугам дата-центра от оператора «Киевстар» для Вашей компании  читайте здесь .