Как открыть маркетплейс и создать новый рынок — опыт основателей Kabanchik.ua

Сооснователь маркетплейса по предоставлению и поиску услуг Kabanchik.ua Роман Киригетов рассказал Delo.UA о том, как с нуля создать новый для рынка продукт, где искать деньги на реализацию проекта и в каком случае продажа бизнеса пойдет на пользу его развитию
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие
Об идеи

Все началось в 2012 году. На тот момент я семь лет как строил карьеру в успешной компании, которая занималась импортом телекоммуникационного оборудования. Можно сказать, что моя жизнь была размеренной и успешной. Но желание создать что-то свое преследовало меня на каждом шагу. В свободное время я учился программировать, занимался продвижением сайтов и не прекращал искать идею для своего проекта. Мой первый бизнес — это интернет-магазин по продаже телефонов. Проблема заключалась в том, что уже тогда это была конкурентная ниша, и, ко всему прочему, сама идея бизнеса мне не нравилась. Мне хотелось чего-то оригинального.

Идея создать сервис по предоставлению и поиску услуг пришла, когда мне на глаза попался американский проект под названием TaskRabbit.com. Почти сразу родилась и идея для названия ресурса. Мне вспомнилась фраза из детства "метнись кабанчиком". Все ее хорошо знают и понимают значение.

В тот же вечер я купил домен Kabanchik.ua за $11 — можно считать, что это наши первые инвестиции в проект

О реализации

С выбором команды не сомневался. Пришел с идеей создания маркетплейса услуг к моему студенческому другу Александру Юрьеву. Он на тот момент работал в аутсорсинговой компании разработчиком, как раз такой человек мне и нужен был. Так получилось, что Саша также думал над своим делом. Мы проанализировали украинский рынок, увидели, что люди ищут услуги в основном через объявления, на форумах или через специальные агентства, и поняли, что комплексного решения поиска услуг на нашем рынке нет. Идея была свежей и интересной.

В мае 2012 началась активная работа над проектом. Я работал над прототипами, готовил тексты, разрабатывал стратегию продвижения. Саша взял на себя всю техническую часть проекта — занялся дизайном, версткой и программированием сайта. Из нас получилась команда закрытого цикла, где все задачи были поделены только между двумя людьми.

Работали мы по вечерам в свободное от работы время. Когда проект был технически готов, мы поняли, что нужно активно заниматься его продвижением. А вот на это нам нужны были деньги. Поэтому мы приняли решение откладывать все свободные деньги из собственных зарплат на раскрутку маркетплейса. Первые полтора года, мы работали в режиме "проб и ошибок" и делали все маленькими шажками. Где-то мы использовали контекстную, баннерную и тизерную рекламу, публикации на тематических ресурсах и форумах. Таким образом определили, что работает в нашем случае.

На первом этапе создания маркетплейса по поиску услуг мы потратили около $5 тыс. собственных средств

В итоге первым результатом нашей работы стало привлечение на сайт 800 исполнителей и 150 заказчиков.

О первых инвестициях

В определенный момент я решил уйти с работы и подыскать себе что-то в области интернет-проектов, чтобы набраться опыта в новой для меня отрасли. Я думал, что у меня не будет проблем с поиском. Как назло, все известные компании вертели носом. Но один из потенциальных работодателей дал мне хороший совет: обратиться в бизнес-инкубатор EastLabs — организацию с венчурным фондом, занимающуюся поддержкой проектов на ранних стадиях развития. И мы решили рискнуть. Подготовили презентацию о проекте, а также о его финансовой модели. В целом в отборе участвовали 150 команд, из которых в инкубатор взяли только 3, в том числе и нас.

Мы прошли четырехмесячное обучение в формате воркшопов, которое для нас было бесценным. Если можно так выразиться, то наши менторы "вправили нам мозг", и после обучения мы полностью переделали проект. Также мы получили гранд в $20 тыс. Благодаря этому, мы смогли полностью посвятить себя проекту и на время перестать думать о том, где нам найти денег. Это помогло нам ежемесячно расти до 50%.

После инкубатора мы заняли первое место в конкурсе IDCEE 2013, в номинации best consumer startups. Мы победили в специальной номинации "Яндекса" The Best Consumer Startup 2013 и получили приз в 3 тыс. евро на рекламную кампанию. Это помогло нам привлечь внимание 2 инвесторов и 4 "ангелов", которые вложили в наше развитие еще $60 тыс. Эти деньги помогли нам вывести проект в новые регионы Украины, в частности в Харьков, Днепропетровск, Одессу. Планировали запустить свой сервис и в Донецке, но началась война, и мы решили приостановить масштабированием. Началась работа над усовершенствованием продукта.

Занимались тем, что есть и где уже работали. Были интересны и другие рынки, например в Казахстане.

О том, как prom.ua купил Kabanchik.ua

История слияния началась с нашего желания стать международным проектом, в частности выйти на рынок Казахстана. Как-то на одном IT-мероприятии мы встретились с Николаем Палиенко, руководителем prom.ua. Я начал расспрашивать его о рынке Казахстана, поскольку prom.ua на тот момент работал и в Казахстане, и в России, и в Беларуси. Он интересовался тонкостями нашего маркетплейса. Позже от него поступило заманчивое предложение.

На вопрос: "А не жалко было продавать свой бизнес?" — я всегда отвечаю: "Нет, потому что мы были готовы на все лишь бы сделать стартап успешным". Во-первых, на тот момент prom.ua был одним из самых больших маркетплейсов для малого и среднего бизнеса. Во-вторых, у нас полностью совпадали целевые аудитории. В-третьих, prom.ua имел большую клиентскую базу и работал на тех рынках, на которые мы хотели попасть: Беларусь, Казахстан и Россия. В итоге сделки prom.uа купил наш проект и выкупил доли EastLabs и всех "ангелов". При этом вся команда Kabanchik.ua целиком переходила в состав коллектива платформы и продолжала заниматься развитием проекта, используя поддержку и ресурсы компании.

О новом этапе развития

После нашего слияния нам казалось, что мы снова оказались в инкубаторе. Только на этот раз с большим количеством задач и ожиданий от нас

Первое, над чем мы начали работать, — это масштабировать наш сервис. Если в начале нашего пути у нас было 40 категорий услуг и мы боялись добавлять даже уборку квартир, то сейчас их больше 800. Клиентская база выросла до 130 тыс. Мы решились запустить маркетплейс не только в городах-миллионниках, но и в населенных пунктах до 100 тыс. населения. Сейчас мы работаем в 70 городах по всей Украине.

Если смотреть на результаты выхода на международные рынки, то они более чем хорошие. Мы вышли на рынки Беларуси и Казахстана, а в этом году перезапускаем там сайты. Поглядываем в сторону Восточной Европы — есть планы по выходу в определенные страны.

Принцип управления сервисом для нас не изменился. В EVO демократичная и толерантная культура к приобретенным проектам. Я бы сказал, что это больше наставничество, нежели руководство со стороны. Под крылом prom.ua мы все равно остаемся ответственными за результат, постоянно экспериментируем, принимаем смелые решения и самое главное сами заинтересованы во всем этом.

Совет стартапам

Нам понадобилось несколько долларов, чтобы начать свое дело. Поэтому мой самый главный посыл людям, которые задумались о своем стартапе, — не бойтесь реализовывать свои идеи. 99% всех идей умирают на первых же стадиях, а все из-за страха неудачи.

Также не старайтесь сделать идеальный продукт — лучше попытаться продавать через minimum viable product (MVP) и делать небольшие, но эффективные решения. И не стоит вкладывать в стартап бешеные деньги. Минимальные затраты и хорошая команда способна на большее.

Ищите инкубаторы, инвесторов и используйте эти "умные деньги" во имя реализации.

И самое главное. Если вы решились на свой стартап, то приготовьте финансовую подушку на ближайших пару лет.