Как румынский бензин попадет в Украину с помощью "Нафтогаза"

Румынская компания Rompetrol сделала еще один шаг к заходу на украинский рынок — было утверждено ТЭО развития СП с "Нафтогазом". Документ предусматривает появление 100 новых АЗС в следующем году и покупку пяти нефтебаз на юге и востоке Украины

Румынская Rompetrol и НАК "Нафтогаз Украины" на прошлой неделе утвердили технико-экономическое обоснование (ТЭО) развития совместного предприятия, рассказал изданию "Коммерсант-Украина" гендиректор "Ромпетрол Украина" Андрей Кузьменко.

ТЭО предусматривает инвестиции в размере 1 млрд долл., которые румынская компания осуществит в ближайшие пять лет. "Сейчас мы заканчиваем регистрацию СП и уже в течение следующего года поставим в Украину 350-400 тыс. т нефтепродуктов",— заявил Кузьменко.

Основным поставщиком нефтепродуктов для СП станет румынский НПЗ Petromedia — через пять лет его поставки в Украину достигнут 1,5 млн т, рассказал изданию вице-президент Rompetrol Тимур Азимов. По его словам, для этого завод увеличил мощности переработки с 3,5 млн т до 5 млн т нефти в год и полностью перешел на выпуск топлива стандарта "Евро-5" (с содержанием серы 0,001%). Программа модернизации обошлась в 380 млн долл. Rompetrol также планирует начать поставки в Украину авиатоплива Jet-1, сообщил Кузьменко. Сейчас осуществляются поставки оптовыми партиями, а со следующего года начнется заправка самолетов "в крыло" в ключевых аэропортах Украины. В Центральные и Восточные регионы Украины Rompetrol также планирует поставлять дизельное топливо "Арктика", предназначенное для работы при температуре ниже -20°C.

СП будет владеть сетью собственных АЗС, а также развиваться по франчайзинговой программе. За пять лет их число планируется довести до 700 (первые 100 откроются в следующем году), большая часть из них — на юге и востоке Украины, отмечает Кузьменко. "Нафтогаз" и Rompetrol намерены также купить пять крупных нефтебаз в Измаиле, Запорожье, Херсоне, Луганске и Феодосии — соответствующие переговоры с собственниками уже начаты.

Сейчас столь динамичное развитие Rompetrol возможно благодаря остановке большинства украинских НПЗ и поддержке государственного "Нафтогаза", отмечает директор розничной компании по торговле нефтепродуктами "Донецкойлсервис" Виктор Мартиросян. "В Украине остался всего один работающий НПЗ — Кременчугский, да и тот постепенно снижает переработку (только за август она снизилась на 19,5%, до 250,3 тыс. т)",— отмечает директор "А-95" Сергей Куюн.

Реконструкция одного из существующих заводов потребовала бы намного больше денег, чем создание сети сбыта для румынского НПЗ, говорит Мартиросян. Например, реконструкция Херсонского НПЗ (мощность — 1,5 млн т в год), простаивающего с 2005 года, может стоить порядка $3,2 млрд, заявлял на минувшей неделе и. о. председателя правления завода Владимир Семиген. "Rompetrol может окупить затраты всего за 5-6 лет",— считает Мартиросян.