Как власть и бизнес совершенствовали земельную реформу — репортаж с общественных слушаний

Вчера состоялось общественное обсуждение закона о рынке земель, который планируется вынести на второе чтение в парламент уже на следующей неделе. Власть приняла к сведению пожелания и протесты бизнеса, однако воплотить их в документе не обещала
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Вчера, 2 февраля, за неделею до планируемого принятия закона о рынке земель, заинтересованные стороны собрались, чтобы обсудить положения документа. Это мероприятие, организованное Украинским союзом промышленников и предпринимателей и Украинской аграрной конфедерацией, стало несколько запоздалым контраргументом тем участникам рынка, которые нарекали, что работа над основным документом земельной реформы проходила недостаточно публично. 

Состав участников лучше всего характеризовала фраза одного из журналистов, сказанная коллеге: "Здесь все". Со стороны власти в зале присутствовали члены аграрного комитета парламента, Госземагентсва, представители Мингаропрода, сторону бизнеса представляли профильные ассоциации, юристы и банкиры.  Агрохолдинги присутствовали в количестве не менее двух десятков, причем в большинстве случаев компании были представлены первыми лицами.

В первую очередь слово предоставили бизнесу, и эта речь была не из приятных. За 40 минут, которые длились выступления частного сектора, в защиту закона о рынке земель прозвучало лишь, что необходимость его принятия давно назрела — да и то от представителей острожной финансовой сферы. Бизнесмены были куда мене дипломатичны.

"Тот, кто написал этот закон, заслуживает порицания. Документ надо или серьезно доработать, или положить в какой-то прочный  стол, где он будет и дальше лежать — хотя бы лет 15", — сказал Алексей Порошенко, глава холдинга "Укрпроминвест".
"Я за цивилизованный рынок земли. Я за то, о чтобы заставить уже принятые законы работать, а не порождать еще один, который работать не будет", — продолжил Алексей Вадатурский, генеральный директор компании "Нибулон".

Основной месседж земельной реформы — создание фермерского формата сельского хозяйства в противовес крупным агрохолдингам, существующим сейчас, ожидаемо не вызвал энтузиазма у последних.

"Разве мы еще не наигрались с фермерством, с мелким производителем? Сегодня фермеры используют 25% земли в Украине, а производят всего 5% продукции,  а если взять молочную индустрию — это вообще 1%, — указал глава правления "Украинской молочной компании" Сергей Быков. — Отдельные нормы закона о рынке земель затормозят финансовые потоки, затормозят развитие". 

Представители власти, взявшие слово следом, документом были в целом довольны, хотя и с оговорками. Виктор Слаута, советник президента Украины, в ходе своего выступления сказал фразу, которая тянет на афоризм: "У документа один большой минус — 90% его не воспринимают". По его словам, вопрос рынка земель излишне заполитизирован, в то время как истинная подоплека сложившийся вокруг него шумихи — конфликт интересов крупных и мелких игроков рынка: "Президент дал нам отсрочку в год. У нас есть таймаут, и его надо использовать, чтобы превратить этот конфликт интересов в компромисс".

"Главное я услышал — закон о рынке земель архиважен и его надо принимать. А не откладывать еще на 15 лет!", — акцентировал председатель комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений Григорий Калетник.

Больной вопрос

Список претензий бизнеса к закону впечатлял разнообразием. Кто-то  делал акцент на непрозрачности деятельности Земельного банка, кто-то — на ограничении круга лиц, имеющих право на покупку земли, однако об одном аспекте документа говорили все. А именно — ограничении площади сельхозземли в аренде у одного лица в размере 10% сельхозугодий в административном районе и 100 тыс. га в целом по стране.

Это ограничение в первую очередь ударит по сахарной отрасли, поскольку сахарные заводы для налаживания эффективного производства должны располагать минимум 15-16 тыс. гектаров земли для выращивания свеклы. "А учитывая севооборот — это 60-70 тыс. га  в пределах 50 км от завода, на территории двух-трех районов. Поэтому сахарники всегда консолидировали землю вокруг заводов — еще со времен Терещенко, — объяснил глава ассоциации "Укрсахар"  Николай Ярчук. -  Если будет действовать норма закона, она нарушит договорные отношения, налаженные на сегодняшний день".

"Как я могу уложиться в 100 тыс. га, если мне только свеклы надо посеять 33 тыс. га,  чтобы загрузить заводы?" — вторил ему Алексей Порошенко, компания которого сейчас арендует 138 тыс. га.

По словам главы Украинской аграрной конфедерации Леонида Козаченко, внедрение этих ограничений  "приостановит работу таких отраслей  как сахарная, повредит масложировой отрасли, которая  может потерять мировое лидерство, поскольку половина предприятий попадает в силу своей величины в зону риска".

"Также эти ограничения  не дадут возможность поднять поднимать производство молока", — сказал эксперт. По его словам, согласно предварительным оценкам, около 900 субъектов хозяйствования в Украине  из-за ограничений юридически не могут продолжать свою деятельность, что, в свою очередь, грозит миллиардными неплатежами банкам.


Властные аргументы

Надежду на то, что арендные ограничения могут быть если не отменены, то послаблены, в ходе обсуждения дал замминистра  аграрной политики и продовольствия Александр Сень. "Учитывая, что  село зависит от развития производства, нужно взвешенно подойти к этому вопросу.  Наша позиция как компромиссная одна — может быть не больше 35% в границах одного административного района", — сказал он. Кроме того, по его словам, Минагропрод будет отстаивать снятие общенациональных ограничений в 100 тыс. га.

Правда, аграрный комитет был настроен менее лояльно. Григорий Калетник обратил внимание, что компании настаивают на собственном производстве кормов и сырья, в то время  могут наладить его закупку у сторонних лиц. "Я хочу поблагодарить всех, кто наладил прекрасное  производство и начал проявлять интерес к молочному хозяйству, но при всем уважении — нигде не записано, что каждая корова должна кормиться с только с собственной земли", — сказал он. В качестве примера он привел Саудовскую Аравию, 95% земель которой заняты пустыней,  и тем не менее там налажено эффективное молочное хозяйство: "Коров  кормят импортными кормами, поэтому собственный участок на каждую корову -  это необязательно".

Он также подчеркнул, что лишь незначительное количество компаний не уложатся в определенный законом 10-процентный предел по аренде. "Да, есть такие, которые попадают, это всего несколько юридических лиц, это не носит массового характера", — сказал он. Чтобы облегчить внедрение этих ограничений депутаты обещают предусмотреть переходной период для трансформаций — его срок пока обсуждается.

Напомним, 12 января лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов заявлял что, было принято решение "не спешить" и доработать законопроект о рынке земли. При этом он подчеркнул, что у всех желающих есть  возможность подключиться к работе над документом (до 7 февраля, когда начнется сессионная неделя).