Каких специалистов ищут фармкомпании и сколько готовы им платить?

Каких специалистов ищут фармкомпании и сколько готовы им платить?
В 2015 году рынок труда в фармацевтической отрасли стабильно росла — количество вакансий за год увеличилось в полтора раза. Вместе с тем компании стали более ответственно относиться к поиску персонала, ища опытных и эффективных сотрудников.
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Последние несколько лет фармацевтический рынок оставался одним из самых привлекательных с точки зрения поиска работы, ведь отрасль традиционно входит в топ-5 профессиональных сфер с самой низкой конкуренцией среди соискателей. Об этом пишет издание "Топ-100. Крупнейшие медицинские компании Украины".

"В предыдущие годы соискатели, ищущие работу в фармацевтической отрасли, могли рассматривать вакансии как крупнейших иностранных работодателей, так и небольших отечественных производителей, популярных аптечных сетей и небольших аптек возле дома — на рынке был широкий выбор. А уровень заработных плат, объемы обучения и размеры социальных пакетов в фармацевтической сфере были предметом мечтаний многих "смежных" профессий", — вспоминает Татьяна Пашкина, контент-эксперт кадрового портала rabota.ua.

Девальвация гривни и падение доходов населения, конечно же, негативно сказались на фармацевтической отрасли, однако рынок труда в этой сфере продолжал демонстрировать позитивный тренд: в 2015 году росло как количество размещенных резюме, так и количество вакансий, причем рост последних был даже более весомым.

Сейчас же операторы рынка отмечают некое "перераспределение" кадров. "Спрос на лекарственные препараты перераспределился с зарубежных медикаментов на отечественные аналоги, что, в свою очередь, предопределило ряд сокращений персонала в представительствах международных фармкомпаний. Украинские компании тем временем наращивали обороты и набирали как производственный, так и коммерческий персонал", — отмечает Ольга Цапро, директор по управлению персоналом и охране труда корпорации "Артериум".

Какие специалисты нужны рынку?

Проще всего найти работу медицинского представителя. Как отмечает Татьяна Пашкина, в 71% случаев приглашают на работу специалистов по продвижению медпрепаратов. Правда, только 40% соискателей готовы рассматривать такие вакансии. По ее словам, претенденты достаточно часто ищут позиции в фармпроизводстве (17% резюме), фарммаркетинге (17%) и в области клинических исследований (13%), чего не скажешь о работодателях, которые такие вакансии предлагают крайне редко — доля резюме в этих сегментах в разы превышает долю вакансий.

Работодатели заинтересованы в привлечении провизоров и фармацевтов, а также заведующих аптекой. По словам Екатерина Кикоть, специалиста экспертно-аналитического центра кадрового портала "HeadHunter Украина", также попадаются вакансии для менеджеров по регистрации лекарственных препаратов и продукции медицинского назначения, региональных менеджеров, а также менеджеров по работе с аптечными сетями. Спросом пользуются бизнес-тренеры, специалисты по работе с ключевыми клиентами.

Есть и более специализированные запросы. "Традиционно ценятся специалисты по разработке и регистрации лекарственных препаратов, вырос спрос на химиков-хроматографистов, менеджеров по регистрации и специалистов по инновациям", — подмечает Ольга Цапро.

Какие компании самые активные на рынке? По словам Татьяны Пашкиной, это отечественные производители. "Они размещают десятки вакансий самых различных направлений по всем регионам Украины. У трех крупных представителей отечественного фармпроизводства — более 40 вакансий на каждого. Достаточно активны аптечные сети — у известных брендов открыто по полтора-два десятка вакансий провизоров, фармацевтов, заведующих аптеками, категорийных менеджеров. Иностранные представительства размещают до полутора десятка вакансий медицинских представителей по всем регионам", — говорит контент-эксперт rabota.ua.

С ней согласна и Ольга Цапро. По ее словам, активно наращивают оборот и привлекают персонал такие компании, как "Артериум", "Фармак", "Дарница", "Здоровье".

Возросшие требования

Параллельно с ростом количества вакансий повышаются и требования работодателей к потенциальным сотрудникам.

"Сегодня рынок труда диктует работодатель. Пользуясь тем, что работу найти не так просто (поиск работы длится в среднем более полугода), работодатели стремятся найти высококвалифицированного специалиста за меньшие деньги. А значит, могут ужесточать требования к кандидатам. В фармотрасли ситуация немного лучше — фармацевты входят в число тех, кому работу найти проще остальных. Поэтому требования к соискателям зависят скорее от самой должности и размера зарплаты, которую готов предложить работодатель", — комментирует Екатерина Кикоть.

Как отмечает Ольга Цапро, преимущество отдается квалифицированному и опытному персоналу. "Компания готова платить сотруднику "по рынку" и ожидает максимальную отдачу в ответ. Конкуренция на рынке труда в ближайшее время имеет тенденцию к росту. Востребованными останутся специалисты, открытые к обучению и готовые к принятию изменений, демонстрирующие гибкость и адаптивность к меняющимся требованиям рабочей среды, способные к самомотивации, лидерству в принятии решений, действующие проактивно и демонстрирующие командный подход и взаимовыручку в решении сложных неординарных задач", — говорит директор по управлению персоналом "Артериума".

Относительно молодых специалистов работодатели констатируют низкий уровень базовых знаний выпускников и необходимость их дальнейшего обучения как азам профессии, так и нюансам корпоративной культуры. Поэтому в требованиях менеджмента компаний встречаются и уровень образования, и опыт работы, и личные качества специалистов, которые им нужны.

Зарплаты растут, но медленно

Согласно опрос сотрудников фармотрасли, проведенному порталом "HeadHunter Украина", около трети специалистов получили в 2015 году прибавку к зарплате. Как правило, ее размер не превышал 15-20%.

C началом кризиса большинство работодателей зафиксировали зарплаты в гривне и не спешат их повышать. Не исключение и зарплатная политика фармацевтических компаний — в объявлениях вакансий практически отсутствуют зарплаты, указанные в валюте.

По словам Ольги Цапро, ряд международных компаний индексируют определенным ключевым категориям своего персонала в представительствах в Украине заработную плату в привязке к валюте, однако, согласно данным международных экспертов, процент таких компаний не превышает 5-7% от общего количества работодателей.

Заработная плата может быть привязана к иностранной валюте у топ-менеджеров иностранных представительств. И то только в тех случаях, когда у них заключен прямой контракт с главным офисом.

Наиболее реальна возможность индексации заработной платы в размерах инфляционной составляющей, например, или индивидуальное повышение заработных плат ключевым специалистам.

"Многие компании пересматривают свои мотивационные программы, чтобы усилить желание специалистов зарабатывать, а не получать фиксированный оклад. А самой компании — удержать свою долю рынка или даже усилить влияние не нем. Наиболее продвинутые фармацевтические компании пытаются оптимизировать эффективность деятельности всех сотрудников, даже напрямую не задействованных в продажах", — утверждает Татьяна Пашкина.

Прогнозы на 2016 год

Данные первого квартала 2016 года показывают, что рынок труда немного адаптировался к работе в кризисных условиях и начал постепенно расти. Стабильный прирост по количеству резюме и вакансий в фармотрасли дает возможность полагать, что в 2016 году сохранится положительная тенденция 2015 года.

"На данный момент конкуренция в отрасли составляет два свободных специалиста на одну вакансию. В среднем по рынку — четыре. Это говорит о том, что в фармацевтической отрасли нет сверхнаплыва безработных, а спрос на специалистов достаточно высок", — говорит Екатерина Кикоть.

Наиболее вероятно, что рост количества фармацевтических вакансий продолжится — в основном за счет роста вакансий продающих специалистов. Это и медицинские представители, и провизоры/фармацевты. Причина и в росте крупных и мелких сетей, и в естественной текучести кадров, резюмируют эксперты.

Более детально о том, чем живет отечественный рынок труда и как найти лучших специалистов Вы сможете узнать на ЧЕТВЕРТОМ HR Wisdom Summit, который пройдет 23 июня.