- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Коалиционное соглашение: Портовикам "подарили" концессию
15 ноября Блок Петра Порошенко (БПП) представил к обсуждению второй рабочий вариант Коалиционного соглашения. Документ был расширен и доработан. В части, которая регулирует морские порты и речной транспорт, группа разработчиков учла пожелания портовиков и скорректировала пункты с учетом Закона Украины "О морских портах Украины".
Предыдущий вариант соглашения, который БПП опубликовал 29 октября, вызвал возмущение у экспертов и участников портовой отрасли. Первый документ предлагал запретить концессию в морпортах как инструмент государственно-частного партнерства. Тогда решение разработчиков документа вызвало недоумение у отраслевиков.
В новом варианте авторы документа прислушались к портовикам и предусмотрели возможность привлечения инвестиций для развития стратегических объектов портовой инфраструктуры на условиях, определенных Законом Украины "О морских портах", а также обозначили необходимость защиты интересов инвесторов. Проект также содержит пункт о приватизации целостных имущественных комплексов, которые обеспечивают стивидорную деятельность.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaКроме того, документ прописывает принятие базового закона "О внутреннем речном транспорте". Закон должен установить общие правила осуществления перевозок внутренними водами, управления портовой инфраструктурой, порядок осуществления коммерческой деятельности в речных портах, подходов к закреплению объектов портовой инфраструктуры в государственной собственности или их приватизации. Разработчики считают, что стратегические объекты речной портовой инфраструктуры (причалы и гидротехнические сооружения) должны оставаться в государственной собственности.
Эксперты благосклонно отнеслись к таким нововведениям. "Закон "О морских портах Украины" дает инвестору широкие возможности для выбора оптимального формата инвестиций, включая концессию, приватизацию и др. Поэтому переформатирование соответствующего пункта Коалиционного соглашения является логичным шагом для привлечения средств частных компаний", — считает Сергей Вовк, директор "ЦТС-Консалтинг".
По словам эксперта, наличие разных инструментов позволяет выбирать формат инвестирования, исходя из конкретных характеристик и приоритетов в развитии порта: "Если это расширение мощностей и модернизация активов — оптимальный формат концессия, если разовое поступление средств от продажи объекта — то приватизация", — объяснил Вовк.
Особо аналитик выделил положение, которое декларирует принцип защиты интересов инвестора. "Только в случае четкой фиксации взаимных обязательств частных операторов и государства можно обеспечить развитие портов и убрать "бутылочные горлышки" в инфраструктуре, препятствующие реализации экспортного потенциала экономики страны в целом. Поэтому это крайне важный пункт", — подчеркнул эксперт.
Алексей Фелив, адвокат, партнер юридической компании Gide Loyrette Nouel, также считает подобное решение будущего правительства движением в правильном направлении. Юрист отмечает, что принятые поправки в соглашении оставляют весь инструментарий для привлечения инвестиций в портовую инфраструктуру, в том числе и концессию.
Юрист особо подчеркнул правильность приватизации целостных имущественных комплексов, которые обеспечивают стивидорную деятельность в морпортах. Фелив объяснил, что под целостными имущественными комплексами подразумеваются в первую очередь морские терминалы, которые включают в себя причалы, подъемно-транспортное оснащение, безопасную стоянку и обслуживание судов и пассажиров.
"Приватизация морских терминалов уместна для развития стратегической инфраструктуры, так как привлечь частные инвестиции будет невозможно, до тех пор, пока морские терминалы и другая инфраструктура, необходимая для стивидорной деятельности остается в государственном управлении", — объяснил юрист.
Но эксперты сходятся во мнении, что несмотря на правильность задекларированных пунктов, отрасли необходимы реальные проекты, четкие и прозрачные конкурсы, которые станут лучшим доказательством привлекательности украинских портов и будут стимулировать интерес инвесторов.