Коалиционное соглашение: Портовикам "подарили" концессию

Второй рабочий проект Коалиционного соглашения претерпел изменения в части регулирования морских портов и речного транспорта. Авторы документа прислушались к отраслевикам и оставили им все инструменты привлечения инвестиций

15 ноября Блок Петра Порошенко (БПП) представил к обсуждению второй рабочий вариант Коалиционного соглашения. Документ был расширен и доработан. В части, которая регулирует морские порты и речной транспорт, группа разработчиков учла пожелания портовиков и скорректировала пункты с учетом Закона Украины "О морских портах Украины".

Предыдущий вариант соглашения, который БПП опубликовал 29 октября, вызвал возмущение у экспертов и участников портовой отрасли. Первый документ предлагал запретить концессию в морпортах как инструмент государственно-частного партнерства. Тогда решение разработчиков документа вызвало недоумение у отраслевиков.

В новом варианте авторы документа прислушались к портовикам и предусмотрели возможность привлечения инвестиций для развития стратегических объектов портовой инфраструктуры на условиях, определенных Законом Украины "О морских портах", а также обозначили необходимость защиты интересов инвесторов. Проект также содержит пункт о приватизации целостных имущественных комплексов, которые обеспечивают стивидорную деятельность.

Кроме того, документ прописывает принятие базового закона "О внутреннем речном транспорте". Закон должен установить общие правила осуществления перевозок внутренними водами, управления портовой инфраструктурой, порядок осуществления коммерческой деятельности в речных портах, подходов к закреплению объектов портовой инфраструктуры в государственной собственности или их приватизации. Разработчики считают, что стратегические объекты речной портовой инфраструктуры (причалы и гидротехнические сооружения) должны оставаться в государственной собственности.

Эксперты благосклонно отнеслись к таким нововведениям. "Закон "О морских портах Украины" дает инвестору широкие возможности для выбора оптимального формата инвестиций, включая концессию, приватизацию и др. Поэтому переформатирование соответствующего пункта Коалиционного соглашения является логичным шагом для привлечения средств частных компаний", — считает Сергей Вовк, директор "ЦТС-Консалтинг".

По словам эксперта, наличие разных инструментов позволяет выбирать формат инвестирования, исходя из конкретных характеристик и приоритетов в развитии порта: "Если это расширение мощностей и модернизация активов — оптимальный формат концессия, если разовое поступление средств от продажи объекта — то приватизация", — объяснил Вовк.

Особо аналитик выделил положение, которое декларирует принцип защиты интересов инвестора. "Только в случае четкой фиксации взаимных обязательств частных операторов и государства можно обеспечить развитие портов и убрать "бутылочные горлышки" в инфраструктуре, препятствующие реализации экспортного потенциала экономики страны в целом. Поэтому это крайне важный пункт", — подчеркнул эксперт.

Алексей Фелив, адвокат, партнер юридической компании Gide Loyrette Nouel, также считает подобное решение будущего правительства движением в правильном направлении. Юрист отмечает, что принятые поправки в соглашении оставляют весь инструментарий для привлечения инвестиций в портовую инфраструктуру, в том числе и концессию.

Юрист особо подчеркнул правильность приватизации целостных имущественных комплексов, которые обеспечивают стивидорную деятельность в морпортах. Фелив объяснил, что под целостными имущественными комплексами подразумеваются в первую очередь морские терминалы, которые включают в себя причалы, подъемно-транспортное оснащение, безопасную стоянку и обслуживание судов и пассажиров.

"Приватизация морских терминалов уместна для развития стратегической инфраструктуры, так как привлечь частные инвестиции будет невозможно, до тех пор, пока морские терминалы и другая инфраструктура, необходимая для стивидорной деятельности остается в государственном управлении", — объяснил юрист.

Но эксперты сходятся во мнении, что несмотря на правильность задекларированных пунктов, отрасли необходимы реальные проекты, четкие и прозрачные конкурсы, которые станут лучшим доказательством привлекательности украинских портов и будут стимулировать интерес инвесторов.