Контент будущего: Можно ли в Украине зарабатывать на VR и 360° видео

VR-технологии и 360° видео быстро завоевывают свою аудиторию, а по прогнозам аналитиков, уже скоро новый сегмент полностью вытеснит обычное видео. Как в Украине работают с VR и 360° видео, как создается контент будущего и можно ли на этом заработать?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Сегодня VR (Virtual Reality) и 360° видео только входят в индустрию, однако аналитики отмечают, что развитие этого сегмента неизбежно приведет к замене обычных видео и полной смене модели потребления видеоконтента в интернете. Такие форматы видео стали главными технологическими трендами последних нескольких лет.

VR-технология развивается высокими темпами, и уже сегодня дает возможность производителям контента расширить методы интеракции с потребителем, предоставляя новые перспективы. Одними из первых кто стал, так называемыми миссионерами VR-культуры в Украине — Алексей Фурман и Сергей Полежака, которые запустили свою медиа студию VR и 360° видео, под названием New Cave Media. Мы пообщались с ребятами и узнали: из чего состоит их платформа, и чего ожидать от их контента.

Как появилась идея создания медиа компании New Cave Media?

Сергей: Идея создания медиа компании, которая работала бы над контентом VR и 360° возникла у меня еще во время учебы в Датской школе журналистики. Мне хотелось собрать команду профессионалов, начать творить контент и менять украинский рынок. Наши взгляды с Алексеем в этом вопросе совпали, мы проанализировали и изучили много материала и решились на первый шаг в мир виртуальной реальности.

Алексей: Я тоже учился за границей — в США. Основное отличие обучения за рубежом, на мой взгляд, это то, что там учат работать в команде. Возможно, именно это повлияло на тот факт, что я без единых сомнений согласился на сотрудничество с Сергеем. К этому же меня подтолкнуло еще одно событие с жизни, которое произошло осенью 2015 года. Так получилось что, когда The New York Times рассылали миллиону своих подписчиков Google Cardboard, я оказался в числе счастливчиков и получил от редакции очки VR. С помощью этих очков можно было посмотреть 9-ти минутное видео под названием The Displaced, в котором шла речь о мальчике-переселенце из Украины. Во время просмотра я понял, как может выглядеть наша страна через призму VR. Меня осенило и я стал больше интересоваться этим контентом. Уже тогда стало понятно, что для журналистики настало новое время, и нам нужно действовать.

Сергей Полежака снимает город Тромсе (Норвегия) на камеру 360°

Чем отличаются VR и 360° форматы от обычного видео?

С: За рубежом мы учились не просто фотографии и фотожурналистике, мы учились сторителлингу. Когда вы делаете обычное фото или снимаете видео, какой бы ни была аппаратура, она не сможет передать того WOW-эффекта, которое создает VR и 360°. Сторителлинг круто работает, поскольку зритель вовлекается в само повествование, в его стиль и видеоряд. Безусловно, мы немного отошли от журналистской отрасли, но тем самым мы стали гораздо более открытыми для клиентов из разных сфер.

Удачное ли сейчас время для открытия бизнеса VR и 360° контента в Украине?

А: Думаю, что время покажет. Однозначно могу сказать только то, что люди интересуются этим контентом, и тренд уже сформировался. Ситуация, которая сейчас существует на рынке Украины, очень напоминает ту, которая была в конце 2015 года в США, когда большие компании стали проявлять интерес к таким форматам. Украина находится на верном пути. В нашей стране есть большие производства, которые могут использовать VR-формат в качестве презентации на Всеукраинских и Международных выставках и ярмарках. Такой формат представления своей компании или продукта позволяет вовлечь участников в процесс, дать им реальные эмоции и виртуальный опыт присутствия на производстве. Кроме того, в отличие от pdf-презентаций и раздаточных материалов VR и 360° видео защищено от плагиата.

Кому может быть интересно VR-видео?

А: Информацию о своих клиентах мы не можем раскрывать — это коммерческая тайна. Но можем дать рекомендацию, в каких случаях такой формат даст максимальную выгоду. Если компании нужно создать у человека эффект присутствия, например на производстве или в учебном заведении, чтобы показать атмосферу и привлечь к бизнесу или учебе, — VR-видео даст максимальный бонус. Я бы сказал, что эти форматы подходят любому бизнесу: от тяжелой промышленности с военными комплексами до туризма, архитектуры и образования.

Технологии дополненной и виртуальной реальности набирают популярность, рынок растет бешеными темпами, вы уже чувствуете конкуренцию?

С: Если честно, VR контент — это огромный океан, где невозможно провести две параллели. Важно отметить еще тот факт, что по прогнозам футурологов рынок технологий виртуальной реальности к 2021 году вырастет более чем в 11 раз. Сейчас индустрия оценивается в $1,09 млрд. У нас в Украине одни компании занимаются VR с точки зрения рекламы, другие — снимают VR документальное кино. У нас очень четкая направленность — VR для b2b-решений. Конечно, в будущем появятся конкуренты у каждой из компании.

Пока мы занимаемся в какой-то степени миссионерством, развиваем рынок и клиентов.

А: Мы не ставим перед собой цель стать №1 на медиа рынке Украины. Мы ориентируемся на западные студии, оттуда черпаем вдохновение и стремимся развивать бизнес по тем же принципам.

Алексей Фурман снимает на камеру 360° ледники Longyearbreen, Шпицберген (Норвегия)

Сколько сегодня нужно инвестировать в открытие площадки подобной NewCaveMedia?

С: У нас, как и у многих бизнесов, все начиналось с гранта. Когда год назад я принял решение создать VR-проект, сразу подал заявку на грант, оформил в виде предложения и получил заинтересованность от одного дубайского бизнесмена. Он уже давно мечтал о путешествии по Арктике с помощью какого-то визуального контента. Но его виденье было в более олдскульном формате, пленочной фотографии и абсолютно ничего,что могло бы быть связано с 360° миром. Мне удалось его заинтересовать и убедить, что есть перспектива инфотейнмент проекта с использованием новых технологий.

Бизнесмен дал свое согласие, и я собрал команду. Первые инвестиции составили $10 тыс., которые мы потратили на набор техники и сам мультимедийный проект.

Потом были проекты для одной калифорнийской компании и для Радио Свобода — все также на основе грантов.

А: Сумма затрат зависит, в первую очередь, от проекта, наших требований к его реализации и оптических задач. Всю технику мы заказываем в США или Дубаи. Проект для бизнеса, для демонстрации на мировых экспо может стоить и более $10 тыс. А вот несложный журналистский рассказ для украинских медиа с минимальным задействованием команды — и $1 тыс. Но, по большому счету, для того, чтобы делать минимум, достаточно купить недорогую камеру и изучить, как правильно внедрять эту технологию. В VR съемке очень много кастомных решений, которые требуют своих растрат, нельзя все делать одним способом и подгонять все под какие-то шаблоны.

Одна из кастомных противоударных клеток для сферической съемки

Просмотр VR и 360° видео подразумевает наличие очков виртуальной реальности. Сегодня далеко не многие жители Украины готовы потратить деньги на это "удовольствие". Что делать в таком случае?

А: Конечно, есть очки, которые стоят очень дорого. Но они нужны для виртуальных игр. Для обычного просмотра видео достаточно будет, например Google Cardboard, который стоит $5-7.

С: Я бы выделил 3 категории очков: от $5 — это Google Cardboard, которые можно заказать на AliExpress; от $50 — это Google Daydream, Samsung Gear; от $120 — топ категория — PS VR, HTC Vive и Oculus, но они не понадобятся зрителям для просмотров роликов.

Как вы знакомите украинскую аудиторию с вашими возможностями по созданию контента?

А: Мы планируем провести несколько оффлайн встреч, чтобы познакомить людей с этим контентом. Для каждой группы потребителей будем определять разные методы распространения информации, учитывая их возможности и желания. И, конечно, не откажемся от своей миссии — просвещать людей в нашей сфере.

Какие проекты планируете запускать? Чем будете удивлять пользователей?

А: Безусловно, имиджевые проекты. Мы сейчас изучаем разные возможности, работаем в нескольких направлениях и в них ведем проекты. Для начала, мы хотим узнать, что нравиться зрителю. Для нас важно понять, находимся ли мы на правильном пути или стоит свернуть куда-то, чтобы достичь удовлетворительного результата для всех. При этом стараемся сохранить свой нарратив и манеру показывания сторителлинга. Нашей целью не является продвижения продакшена в целом, мы хотим, чтобы о нас знали digital-компании и креативные агентства не только в Украине, но и за рубежом. Для начала нужно наладить постоянный поток проектов, найти общий язык с инвесторами и заявить о себе с позитивной стороны на медийном рынке.

С: А особенно если добавим туда материалы нарратива и сторителлинга, то мы будем не просто снимать красивые видео VR или 360°, а рассказывать действительно качественные истории, которые драйвят и которые хочется применить к своему бизнесу.

У вас есть идеи сделать какой-то имиджевый проект об Украине?

С: Мы изучаем эту возможность, и нам было бы очень интересно.

А: С удовольствием сделали бы такой выпуск. Но сначала нужно изучить спрос на такой продукт и понять, как его реализовать.

Сегодня 90% VR-контента об Украине — материалы о Чернобыле. Да, продукт качественный, но слишком узкая направленность. Например, в Норвегии мы видели простенькое приложение, в котором размещены 360° фото, красивые и завораживающие, посмотрев которые у человека сразу возникает желание приехать в страну. Мы хотим подобным образом привлечь внимание мира к туристическому аспекту в Украине.

Кто для вас является примером?

С: Британский Visualise. Его команда очень много времени уделяет проектам для журналистики, бизнеса. И, главное, они не скрывают информацию, а наоборот, делятся через свой сайт. На сайте Visualise.com можно найти много бизнес-историй с массой знаний по теме. Еще два примера — африканская студия DeepVR и американская StoryUP. Ребята со StoryUP с помощью VR разрабатывают какие-то терапевтические решения, которые бы помогали бороться с посттравматическим синдромом. Они разработали цикл историй о ветеранах Вьетнама. Есть блог-платформа Medium, где можно поделиться своими идеями и поучиться у других. Также, одним из наших вдохновителей стал Google National Parks.