Копейка гривню бережет: как украинцы создали "умный" электросчетчик

Копейка гривню бережет: как украинцы создали "умный" электросчетчик
Создатели стартапа Smart-MAC делятся историей создания "умного" электросчетчика и рассказывают о планах на будущее
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Когда закрываются одни двери — открываются другие. Именно так можно охарактеризовать начало истории стартапа Smart-MAC (MAC расшифровывается как Measure Analyze Control, Измерение, Анализ, Контроль — ред.). Его основатели, Владимир Павлов и Алексей Жоголев, попав под сокращение в компании Xerox и имея за плечами пять высших образований на двоих, решили, что дозрели до создания собственного бизнеса. "В те времена, когда мы занимались чужим бизнесом, электроника и программирование были как хобби. Но всегда, когда я производил какие-то устройства, я не делал это для развлечения. Всегда ставил вопрос — а чем это может быть полезно мне? И если это полезно мне, то может быть полезно и другим людям", — рассказывает Delo.UA Алексей Жоголев.

Как все начиналось

В какой-то момент Алексей, которому принадлежит идея создания проекта, начал замечать, что в его двухкомнатной квартире большое потребление электричества, за месяц набегало пару десятков долларов. С подобной проблемой столкнулся и Владимир, у которого дом хоть и побольше, но с учетом тоже были нелады. "Мы поняли, что нам нужно устройство, которое смогло бы собирать информацию о том, сколько мы потребляем электроэнергии. При этом не такое, которое просто на экранчике показывает текущее потребление, но и собирает информацию для ее дальнейшего анализа", — рассказывает Владимир Павлов. Разработчики поделились идеей с друзьями, которые ее также сочли полезной. Это было полтора года назад.

Затем началась практическая часть реализации идеи. Разработка и сборка устройства происходила дома у Алексея. Само устройство представляет собой программно-аппаратный продукт. "Полностью своими силами разработана серверная часть (чтобы мы могли собирать информацию с устройства) и клиентская часть (чтобы пользователь мог видеть и анализировать)", — отмечает Владимир, который и создавал приложение для устройства. Всю работу с "железом" делал Алексей. Производство аппаратной части шло сложно и долго, так как прототипирование "железа" отнимает много времени. Первый прототип был изготовлен на базе купленного модуля электросчетчика. Он успешно проработал пару месяцев и был забракован, т.к. приняли решение создавать все свое. Зависимость от чужой разработки делала весь проект нестабильным в плане будущего производства. В итоге получили устройство собственной разработки. Производство умных счетчиков пока мелкосерийное, готовые части — только 2 микрочипа, запчасти импортные из-за отсутствия нужных в Украине, корпуса для устройств производятся в Днепре. Монтаж и калибровка выполняются в Киеве.

Как это работает и для чего это нужно?

По своей сути устройство является электрическим счетчиком, который можно повесить рядом с обычным счетчиком. Владимир рассказывает, что устройство просто производит замеры, так как само является электросчетчиком. Трансформатор тока надевается на провод и подключается к этому устройству. Он оснащен Wi-Fi, работает с роутером и ежеминутно передает данные на сервер, где они накапливаются и хранятся. "Умное" устройство собирает различные данные о потреблении электроэнергии и параметры электросети: потребление в ваттах, напряжение в электросети, ток в электросети. Кроме того, приложение позволяет делиться графиками с потреблением с другими людьми. "Они их смогут видеть в реальном времени, но при этом не смогут менять", — подчеркивает Владимир.

Основная задача созданного украинцами устройства — экономия электроэнергии. "Что такое экономия? Это правильно принятое решение по оптимизации чего-то. Для того, чтобы принять решение, нам нужно опираться на какие-то данные. Например, без данных нельзя сказать, если я установлю таймер и буду стиральную машину включать по ночам, мне это действительно даст какую-то экономию. Или, допустим, если одна фаза перегружена, то нужно перебросить нагрузку с одной на другую. Но не зная этого наверняка — принять решение невозможно. Для того чтобы это решение принять, мы и предоставим эти самые данные", — рассказывает Владимир Павлов. По словам создателя Smart-MAC, с помощью счетчика можно собрать всю историю потребления за месяц до минуты и получить подсчеты в гривнах в случае, если бы пользователь был на однотарифном, двухтарифном или трехтарифном счетчике. "Например, если это предприятие, то на основе этих данных может быть принято решение о трехсменной работе или о работе в вечерние и ночные смены, чтобы оптимизировать затраты на электричество", — отмечает Алексей Жоголев.

Где еще может пригодиться "умный" счетчик? Например, чтобы проследить случаи воровства электроэнергии или забытые включенные электроприборы. "Например, если это кафе и в нем в зимний период сотрудники включают обогреватель. Наше приложение помогает в режиме онлайн отследить, если сотрудники кафе не выключили его на ночь. За зимний период такой недосмотр обойдется владельцу заведения в сотни долларов", — отмечает Владимир.

Кроме того, "умное" устройство может передавать показания счетчика провайдерам электроэнергии по электронной почте.

Инвестиции и монетизация проекта

По словам создателей стартапа, изначальные инвестиции в проект исчислялись десятками тысяч долларов "с учетом времени и работы". Все средства были их собственными, без привлечений сторонних инвесторов. В дальнейшем предприниматели также не планируют привлекать инвестиции со стороны, поэтому не считают себя стартапом в классическом понимании.

"Нас все спрашивают: вы делаете стартап или бизнес? Мы, по сути, сделали бизнес. Нам нужны средства только для маркетинга и для развития производства. Но их мы планируем получить за счет увеличения продаж. А сказать так, что мы ищем какого-то инвестора, который за долю в 50% даст нам 5 млн — наверное, нет", — подчеркивает Алексей Жоголев.

Первые продажи своего устройства Владимир и Алексей начали чуть больше месяца назад.

Фото: основатели проекта Алексей Жоголев и Владимир Павлов

Основной канал дистрибуции, который пока был задействован, — это выставка Solar Ukraine 2018, а также пресс-релизы и поисковый трафик в Google. Кроме того, создатели "умного" счетчика намерены наращивать продажи с помощью маркетплейсов и интернет-рекламы. По словам Владимира Павлова, сейчас главная цель для проекта в плане монетизации — донести до людей информацию о том, что такое устройство существует и имеет практическое применение для экономии электроэнергии, т.к. самостоятельно потенциальные покупатели подобные решения пока не ищут, не знают, что есть и такое.

"Мысль экономии уже в умах людей витает, но тариф еще не дожал", — считает Алексей.

У проекта есть свой сайт, но так как услуга новая, и у пользователей возникает много вопросов, то специально для общения с ними на базе платформы UserEcho был развернут сайт поддержки support.smart-mac.com, на котором собраны все полезные материалы в Базу знаний, а для живого общения организован форум.

"С социальными сетями проект пока только начинает работать. Страница проекта уже присутствует во всех основных соцсетях и начинает обрастать информативными постами и лайками, но в полной мере SMM еще не задействован" — говорит Алексей. Однако добавляет, что в будущем это будет один из основных каналов продаж.

Основными своими клиентами предприниматели видят владельцев частных домов, а также малый и средний бизнес — небольшие предприятия, полиграфии, кофейни и т.п. Кроме того, покупателями "умного" электросчетчика могут стать владельцы солнечных электростанций. "Потому что для клиента, который разворачивает себе солнечную электростанцию, учет и мониторинг становится особенно актуальным. Человек, который проинвестировал 10-20 тыс. евро хочет видеть весь процесс выработки, в режиме реального времени и желательно, сразу в деньгах. С нашим продуктом собственник электростанции может со своего смартфона, находясь далеко от нее видеть сколько станция вырабатывает электроэнергии прямо сейчас и продает по "зеленому" тарифу", — отмечает Алексей. Кроме того, пользователями такого продукта потенциально могут быть и владельцы электромобилей. "Например, с бензиновыми автомобилями я понимаю сколько литров я залил, и сколько мне это стоило. Если у меня электромобиль, то все становится немного сложнее. Если я хочу понять свои затраты, то к зарядке электромобиля подключается "умный" счетчик, и он меряет только зарядку электромобиля. На графике видно сколько это нам обходится в гривнах", — рассуждает Владимир.

Конкурентов своего проекта в Украине создатели стартапа не видят. "У нас есть конкуренты, но не в Украине. Это Испания, Англия и Россия. Но все конкуренты пока находятся на уровне стартапов", — подчеркивает Владимир.

Планы на бизнес

Создатели Smart-MAC сейчас задумываются над разработкой универсального устройства, которое будет мерять также потребление воды, газа и тепло. "И тут возможностей для оптимизации будет еще больше", — отмечает Владимир Павлов. Кроме того, в планах проекта — выход со своей продукцией в сети электроники. Также в ближайших планах стартапа — участие в нескольких выставках в Украине и ближнем зарубежье.

Предприниматели пока не смогли назвать количество устройств, которое рассчитывают продать за год. Однако отмечают, что достижение определенного объема продаж будет напрямую влиять и на планы по выходу на зарубежные рынки. Этот момент тем более актуален, если учесть стоимость устройства. Его цена колеблется от 70 до 150 евро в зависимости от модификации. Таким образом, ограничиваться только украинским рынком с достаточно низкой покупательской способностью предпринимателям было бы нецелесообразно. "У нас есть некоторое число в продажах, к которому привязаны дальнейшие шаги. Если оно будет достигнуто в намеченные нами сроки — мы двигаемся дальше. Для начала — это Европа. Там выше покупательная способность. В Украине только задумываются об энергоэффективности, в других странах это более развито. В Украине даже тех же владельцев солнечных электростанций всего 3 тысячи. Для сравнения, в Германии — сотни тысяч", — подытоживает Владимир Павлов.