Корпорация "Эталон" планирует выпустить не менее 250 автобусов в 2016 году

Запланированный на 2016 год объем выпуска обозначен с расчетом на заказы от госструктур в том числе МВД и Нацгвардии. А вот продолжение поставок школьных автобусов находится под вопросом из-за грядущего введения в Украине экологического стандарта Евро-5

Корпорация "Эталон" в 2016 году рассчитывает сохранить производство автобусов на уровне 2015 года, выпустив не менее 250 единиц (в 2015 году выпущено 256 автобусов).

Как сообщил президент корпорации Владимир Бутко, в целом по итогам текущего года автозаводами корпорации (Бориспольским и Черниговским) помимо автобусов выпущено 12 троллейбусов и 37 грузовых автомобилей.

"Первые пять месяцев года, как мы уже говорили, автозаводы не работали, а на сегодня мы вышли на производство 30-60 автобусов в месяц, но больше работаем на склад", — сообщил Бутко.

По итогам текущего года продажи автобусов корпорации "Эталон" составили 128 единиц, грузовых авто — 37 единиц.

При этом в структуре продаж по-прежнему основную долю занимают поставки техники госорганам, в том числе школьных автобусов, автотехники для МВД, Нацгвардии.

"В следующем году мы тоже рассчитываем на госзаказы, но также нацелены и на экспортные поставки в страны Восточной Европы — Польшу, Чехию, Словакию", — сообщил Владимир Бутко.

По его словам, что для этих рынков корпорация готова выпускать автобусы с двигателями Евро-6 и ведет переговоры с их поставщиками — компаниями DAF, Iveco, Cummins, но из-за возникшей проблемы они смогут поставить необходимую версию этих двигателей для сертификации в Восточной Европе не раньше третьего квартала 2016 года.

"Но мы все равно настроены выпускать для этих рынков автобусы, которые будут дешевле, чем например выпускаемые, например, чешской фирмой SOR Libchav, или Karosa, за счет более дешевых комплектующих и рабочей силы", — отметил В.Бутко.

Он также сообщил, что корпорация имела планы выхода на белорусский рынок с новым автобусом, аналоги которого в Белоруссии не выпускаются.

"Мы вели переговоры и искали там площадки для создания автобусов, которые потом уже под белорусским WIN-кодом могли бы заходить на рынки соседей. Но ситуация настолько быстро меняется, что пока мы отрабатываем одну линию, она обрывается с введением новых нормативных актов между странами", — отметил глава корпорации.

"Но если не будет экспорта, за счет внутреннего рынка будет сложно выживать", — добавил он.

Тем более что проблемным моментом на внутреннем рынке является введение с 1 января 2015 года стандарта Евро-5, поскольку основные партнеры корпорации — индийские ТАТА и Ashok Leyland не имеют двигателей этого стандарта (за исключением двигателя CNG на сжиженном природном газе, которые корпорация будет устанавливать на новой модели автобуса).

"Поэтому мы планируем закупать двигатели у тех же Iveco и Cummins, но их цена вдвое выше, и с учетом этого автобус станет дороже на 20 тыс. евро. Сегодня при существующей нашей рентабельности в 5% мы не можем увеличивать стоимость автобуса практически вдвое, это все ляжет на перевозчика, но они и в этом году мало закупают, а в следующем будут еще меньше", — отмечает Бутко.

Корпорация до последнего рассчитывает на то, что Украина отложит введение Евро-5 (как это сделала Россия), и это позволит в сложное время выпускать более дешевые автобусы.

Директор торгового дома "Эталон Авто" Вадим Шкарупин отметил, что на украинском рынке автобусов, который в текущем году сократился на 46% к предыдущему году, корпорация занимает 25%, тогда как ранее ее доля составляла 45-50%.

"В том автобусном сегменте, где мы сегодня работаем — автобусы средней ценовой категории и хорошего качества — сегодня наблюдается поляризация покупательских интересов в сторону дешевых и низкокачественных — тех же "Рута", — отметил он.

Как отметил Шкарупин, корпорация в настоящее время продает только пять автобусов ежемесячно "в рынок" (т.е. за исключением госзаказов).

"Наши автобусы в долларовом эквиваленте не подорожали — это те же приблизительно $50 тыс., но в гривне этот рост значителен, и сегодня мы меняем стратегию продаж и сопровождения на более индивидуальный подход к каждому клиенту", — отметил он.

В связи с введением Евро-5 скептически оценивает и вероятность выполнения программы по закупке школьных автобусов.

"Минобразования говорит, что на 2016 год задекларировало покупку 1 тыс. школьных автобусов, но передают их закупку местным органам. Но я не знаю, сколько же будет стоить такой автобус с Евро-5, а ведь это новая сертификация, новые испытания и новая цена — и кто на местах сможет их покупать?", — подчеркнул Владимир Бутко.

При этом он добавил, что Минобразования в текущем году фактически провалило "школьную" программу, объявив тендер только в начале декабря.