Корпорация "Богдан": взлет и падение

Автомобильная корпорация "Богдан" - типичная жертва стремления развиваться слишком быстро. Когда пришло время погашать долги, оказалось, что созданные за деньги кредиторов производственные мощности загружены всего на 25%
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

корпорация "Богдан" - типичная жертва стремления развиваться слишком быстро. Когда пришло время погашать долги, оказалось, что созданные за деньги кредиторов производственные мощности загружены всего на 25%. Учитывая, что в 2009 году корпорация должна погасить треть своих долговых обязательств, становится очевидно, что сегодня путь к спасению компании пролегает исключительно через стол переговоров с ее кредиторами

В сентябре прошлого года во время торжественного открытия очередного проекта корпорации "Богдан" - Черкасского автомобильного завода - представители японского автоконцерна "Исузу" преподнесли своим украинским партнерам в качестве подарка кабуто - настоящий шлем самурая - со словами: "Закрепите ремень вашего кабуто после победы". Бизнесмены из Страны восходящего солнца словно чувствовали, что уже через два месяца жесточайший спад на авторынке заставит "богдановцев" мобилизовать ресурсы и объявить чрезвычайное положение в своей бухгалтерии.

Холдинг Петра Порошенко "Укрпроминвест" сумел наладить на Луцком автомобильном заводе одно из самых крупных в Украине производств по сборке российских ВАЗов, одновременно развивая собственную дилерскую сеть по реализации различных иномарок.

Бизнес вырос настолько, что в 2005 году производство и дистрибуцию автомобилей было решено объединить в корпорацию "Богдан". С этого момента вплоть до 2008 года Украина была свидетелем стремительного завоевания этой компанией внутреннего рынка в основном за счет очень агрессивной заемной политики. В том же 2005 году корпорация приступила к реализации инвестиционного проекта по расширению производственных мощностей. В частности, активно привлекались инвестиции на строительство нового завода в Черкассах и на подготовку мощностей по производству автобусов на Луцком автозаводе (ЛуАЗ). В дальнейшем объемы инвестиций в необоротные активы только возрастали. В течение 2006 года в расширение производства было вложено 500 млн. грн., в 2007 году - более 1 млрд грн.

Впечатляющие темпы роста выпуска продукции позволили Луцкому автозаводу в 2006 году без проблем оформить долгосрочный кредит в немецком банке HVB на сумму 42,24 млн евро под гарантии экcпортно-кредитного агентства Hermes. В 2007 году стало известно, что для успешного завершения проектов по строительству нового предприятия в Черкассах и перепрофилированию луцкой промплощадки под производство автобусов корпорация собирается дополнительно привлечь долгосрочные кредиты на общую сумму свыше 100 млн евро. И уже в начале следующего года автомобилестроителям удалось заполучить 62,5 млн. евро. Участниками синдиката выступили три международных кредитора: FMO, UniCredit Банк (Украина) и DEG (Германия).

Активная политика по привлечению кредитов в развитие производства позволила корпорации "Богдан" в первом полугодии 2008 года занять первое место по динамике выпуска легковых авто в Украине - рост 63,3%. Одновременно доля ЛуАЗа на автомобильном рынке за год возросла с 14 до 22%. Однако такая нацеленность корпорации на привлечение займов сегодня оценивается неоднозначно. С одной стороны, банковское кредитование и выпуск облигационных займов в докризисное время были самыми эффективными способами получения средств на развитие. С другой стороны, если учесть размах создания производственных мощностей, можно сделать вывод, что в "Богдане" значительно переоценили перспективы роста рынка.

Читайте также: Богдан перейдет на производство троллейбусов>>>
Полной распродажи "Богдана" не ожидают

О том, что для корпорации начинаются трудные времена, стало понятно уже в октябре 2008 года. Тогда генеральный директор корпорации "Богдан" Олег Свинарчук заявил, что только к концу года его компании будет необходимо вернуть около $60 млн. При этом он посетовал, что банки на пролонгацию выплат практически не идут.

Нельзя сказать, что в руководстве корпорации собрались оптимисты, но вскоре даже их декабрьский прогноз относительно ситуации на отечественном авторынке относительно 2009 года оказался слишком радужным. Уже по итогам первого квартала нынешнего года Олегу Свинарчуку пришлось подкорректировать свой прогноз по объему рынка продажи новых легковых авто с 250 тыс. штук до 120-140 тыс.

Читайте также: Продажи новых автомобилей в Украине в 2009 г. могут сократиться в 4 раза>>>
В 2008 году компания увеличила реализацию на 67%, но при этом получила 318 млн грн чистого убытка. Такие негативные показатели Олег Свинарчук объяснил тем, что всю прибыль съела курсовая разница. "В Украине в четвертом квартале сошлись все виды кризиса, в том числе рост курса валюты, поэтому прибылью похвастаться не можем", - отметил он. Отчетность первого квартала 2009 года оказалась еще катастрофичнее: чистый доход сократился на 80,6% - до 355,398 млн грн, выручка от реализации упала на 80,5% - до 429,806 млн грн. В январе-марте с конвейеров корпорации сошло всего 98 автобусов, тогда как за аналогичный период прошлого года их было собрано 831.

Реакция кредитных рейтинговых агентств не заставила себя долго ждать. В апреле рейтинговое агентство "Кредит-Рейтинг" объявило о понижении долгосрочного кредитного рейтинга ОАО "Луцкий автомобильный завод" с уровня uaВВВ+ до уровня uaВВ с прогнозом "негативный". Понижение кредитных рейтингов было обусловлено ростом долговой нагрузки предприятия в условиях значительного снижения объемов производства автомобилей. Также агентство отметило значительный удельный вес краткосрочного долга, рефинансирование которого может быть затруднено в условиях ухудшения ситуации на финансовом рынке.

Дабы поддержать ликвидность, у корпорации сейчас остается единственный вариант - "продаваться". В начале года мажоритарный акционер ЛуАЗа SV-Motors Ltd. уже продал 3,85% акций предприятия британской инвесткомпании NLV Private Equity & Investments Ltd. Сумма сделки составила $13,3 млн., что позволило оценить капитализацию компании в $346 млн. Причем в начале второго полугодия 2008 года - на пике своего роста - капитализация корпорации "Богдан" некоторыми экспертами оценивалась в $600 млн. При этом считалось, что в случае благоприятной конъюнктуры рынка оценка активов к началу 2009 года достигнет $1 млрд. Но вместо того чтобы выйти на новый виток развития, машиностроительный бизнес Петра Порошенко дал серьезный сбой. Поэтому не исключено, что корпорации "Богдан" придется продолжать распродажу своих активов и в дальнейшем.

В то же время большинство экспертов заявляют, что полная продажа корпорации "Богдан" нынешними собственниками в 2009 году не ожидается. Аналитик ИК "Тройка диалог Украина" Александр Мартыненко считает, что отказ Петра Порошенко от данного направления бизнеса маловероятен, поскольку, во-первых, кризис существенно уменьшил привлекательность автомобилестроительного бизнеса для инвесторов, и поэтому будет трудно найти покупателей, а во-вторых, еще вероятна та или иная форма реструктуризации долгов компании.

Загружены на четверть

По оценкам аналитиков ИК Foyil Securities, в первом квартале 2009 года загрузка производственных мощностей сегмента производства пассажирских автомобилей корпорации "Богдан" составила всего около 26%, автобусов - 25%, грузовых автомобилей - 6%. Поскольку именно в текущем году пришло время начинать выплаты по кредиту синдиката UniCredit Банк, FMO, DEG, средства от которого направлялись как раз на расширение производства, стало очевидно, что путь спасения наиболее динамично развивающейся украинской автомобильной компании пролегает исключительно через стол переговоров с ее кредиторами.

Александр Мартыненко считает, что корпорация стала заложником банковского кризиса. По оценкам аналитиков ИК Foyil Securities, коэффициент отношения обязательств к собственному капиталу компании в 2008 году достиг 99%. Для сравнения: у ближайшего конкурента "Богдана" - компании "УкрАвто" - данный показатель был на уровне всего 41%.

Читайте также: Богдан в три раза сократил производство>>>
В ИГ "Сократ" подсчитали, что по итогам 2008 года общий долг компании составлял $242,3 млн., из них $77,7 млн - краткосрочный долг. Руководитель аналитического отдела "Сократа" Константин Степанов утверждает, что по состоянию на конец первого квартала 2009 года долг уменьшился до $230,4 млн (на 5%). Однако по информации Александра Мартыненко, "Богдану" еще предстоит к концу года выплатить около $100 млн. В эту сумму входят как банковские кредиты ($80 млн), так и облигации, которые держат несвязанные компании. Поскольку компания пока продолжает работать с убытками, эксперт сомневается, что ей удастся выплатить такой долг. Поэтому сегодня задача номер один для руководства "Богдана" - переговоры о реструктуризации долгов.

По сведениям аналитиков ИК "Тройка Диалог", корпорация "Богдан" в настоящее время ведет переговоры со своими кредиторами относительно реструктуризации задолженности. При этом они выражают уверенность в том, что эти переговоры завершатся успешно, поскольку кредиторы понимают, что при очень слабом текущем спросе на автомобильном рынке Украины в этом году компании проблематично найти средства для оплаты долгов.

Сегодня у корпорации есть неплохие шансы договориться о реструктуризации своих долгов и благодаря способностям ее генерального директора. Ко всему прочему Олег Свинарчук считается весьма успешным переговорщиком, и в этом ему, наверное, помогают особые лингвистические способности. Ведь он, кроме английского, владеет испанским языком, а также выучил более 500 китайских иероглифов.

Игорь Гошовский