- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
Кто столкнет экспорт лома с мертвой точки?
Вчера народный депутат Украины Геннадий Чекита провел круглый стол на тему "Законодательное урегулирование оборота вторичных металлов", в котором приняли представители вторметов, металлургических компаний, общественных организаций, депутаты, чиновники Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) и др. "Аргументы всех участников диалога есть, но они не однозначны. Давайте будем обсуждать и договариваться", — предложил Чикита. Однако уже на первых минутах стало понятно, что конструктивное общение плавно переходит в трудноуправляемое многоголосие, в котором чуть не затерялись основные темы. Некоторые участники не выдержали и ушли с середины мероприятия, высказывания других были столь яркими, что delo.ua решилось их процитировать, только без указания авторов.
В настоящее время в Украине экспорт стального лома ограничен квотой и бюрократическими процедурами, связанными с согласованием в МЭРТ поставок на внешние рынки. Традиционно все преграды преодолевали с использованием "серых и черных" схем и "стимулирования" чиновников, однако с приходом новой команды в министерство традиции были нарушены. При этом остановилось и получение новых разрешений на экспорт. Отгрузки осуществляются по документам, полученным еще в прошлом году. В начале года отдельные участники рынка стального лома выступили за полную отмену ограничений. Другие — аффилированные с промышленными холдингами — настаивают, что лом — стратегическое сырье для металлургии, которая является более крупным по сравнению с вторметами работодателем и налогоплательщиком. При этом все они удивлены неформальным подходом молодых чиновников к диалогу, которых лишь интересует прозрачность процесса.
По данным delo.ua, одна из причин, по которой министерство затягивает с решением вопроса — гипертрофированное лобби со стороны как металлургов, так и металлоломщиков. Все они слишком активно продавливают свои интересы. Противостояние между заготовителями и потребителями лома было всегда, однако сейчас оно разгорелось с удвоенной силой. Причина в том, что экспорт — единственная альтернатива во время кризиса в украинской металлургии. Отрасль и в мирное время не всегда отличалась высокими закупочными ценами и соблюдением графиков платежей. Однако в 2014 году комиссия МЭРТ по распределению объемов квот не собиралась в течение нескольких месяцев, поэтому вторметы не могли получить новые разрешения на экспорт лома. Они потеряли рычаг влияния на металлургов, которые во второй половине прошлого года существенно сократили выплавку стали и объемы закупки сырья.
Кроме философского вопроса: "Вывозить или не вывозить?", до вчерашней встречи было два важных нерешенных вопроса: объем годовой квоты и срок действия карточки регистрации-учета внешнеэкономического контракта (договора) на осуществление экспортных операций с металлоломом (далее — карточка). Ранее карточка оформлялась сроком на один год, но слишком часто ее получали не те, кто имел сырье для экспорта, а те, кто имел доступ к ответственным лицам. После этого документы, грубо говоря, перепродавались, что и было озвучено во время "круглого стола". Эту схему в министерстве решили ликвидировать, проведя кадровую чистку. "Речь идет не о том, что граничные объемы вывоза маленькие, а о том, что они распределяются непрозрачно, не доходят до реальных игроков и зависают на посредниках", — сказал во время "круглого стола" заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефьодов.
Обсуждалось и более радикальное решение. В начале марта народный депутат Украины Татьяна Черновол предложила отменить количественные ограничения по экспорту лома. Но это предложение вызвало опасения металлургов, так как совсем недавно в похожей ситуации министерство получило заявки на экспорт около 8 млн т. лома в год! И это при том, что в последнее время ежегодно в Украине металлурги закупали 3,6-5,1 млн т. сырья. То есть имелся риск, что в случае полной либерализации экспорта лома, из страны будет вывезено все сырье. А стратегически важная отрасль — металлургия — останется ни с чем. Однако в процессе обсуждения стало ясно, что ни министерство, ни участники рынка не готовы экспортировать такие объемы и уже принципиально согласовали объем квоты на 2015 год на уровне 1250 тыс. т. Этот объем сформирован из двух частей: 900 тыс. т. на текущий год и 350 тыс. т. переходящего остатка с 2014 года. Его поддержали и вторметы, и металлурги.
До 2004 года из Украины вывозилось 1,8-5,2 млн т. стального лома в год. Это были не только морские поставки, но и экспорт по железной дороге в Приднестровье, РФ и другие страны. Однако начиная с 2006 года на внешние рынки ни разу не отгружалось более 900 тыс. т. в год, что объяснялось как сокращением легкодоступных источников вторичных металлов (советское наследие), так и конкурентоспособными ценовыми предложениями украинских металлургов.
Поэтому основной темой для обсуждения начала работы по новым "прозрачным" правилам, и проведения первого в этом году заседания комиссии по распределению квот стал срок действия карточки. В министерстве настаивают на сокращении этого периода с одного года до одного месяца, чтобы исключить или существенно уменьшить интерес к "серым" схемам. Ломозаготовители-экспортеры хотят 3 месяца.
Бурное обсуждение, затянувшееся более чем на два часа, так и не дало ответа на главный вопрос: когда же будет проведено заседание комиссии и лом пойдет на экспорт? Однако похоже, что появилась "дорожная карта" для формирования правил игры, которые имеют шансы быть четкими и "прозрачными".
Сегодня один из участников "круглого стола" уверенно сказал, что в министерство передали обоснование срока в три месяца и чиновники согласились с аргументами экспортеров: "До первого мая будет собрана комиссия". На уточняющий вопрос, который delo.ua задало ответственному представителю МЭРТ, был получен ответ, что обоснование получено, однако с ним пока не согласились: "Два месяца еще куда ни шло. Но пока никто не может убедить, что должно быть три месяца".