Кто зарабатывает на грибах в Украине

Польские грибники зарабатывают на украинском рынке около полумиллиарда гривен ежегодно

грибники зарабатывают на украинском рынке около полумиллиарда гривен ежегодно

Украинцы съедают около 60 тысяч тонн грибов ежегодно. Объем произведенного отечественными предпринимателями составляет не более половины от общего количества. Остальное — импорт, причем преимущественно из Польши. «В Украину каждый день импортируется около 5 фур с польскими грибами, — говорит директор частной лаборатории «Мицел» Юрий Подгаецкий. — Каждая фура вмещает, в среднем,  20 тонн шампиньонов».

Такое обилие завезенного товара украинские производители объясняют неразвитостью внутреннего производства. Украинцы пока не освоили передовые технологии выращивания грибов, поэтому возможность заработать на этом товаре приходится уступать полякам, которые на украинском рынке (при оптовой рыночной стоимости грибов около 13 гривен за килограмм) зарабатывают как минимум 1,3 миллиона гривен ежедневно.

Польский гриб дешевле

Несмотря на то что полякам приходится везти свой товар в другую страну, их грибы получаются дешевле украинских. «Себестоимость производства килограмма шампиньонов в Польше — 5 гривен, у нас — 10-12 гривен», — говорит предприниматель из Кировограда Сергей Грежов.

Причину такой большой разницы украинские мастера грибного дела связывают с традициями грибоводства. «В Польше производство автоматизировано, — объясняет Грежов. — У них стоят компьютеры, которые следят за температурой, и электроника». Новый технологический подход и химическая обработка позволяют польским производителям работать в два раза эффективнее украинских. «Из 10 тонн компоста мы получаем 2,5 тонны грибов, а они — 5 тонн», — объясняет Грежов.

К тому же поляки (в отличие от украинцев) имеют многолетний опыт выращивания грибов в производственных масштабах. И заваливают они этим добром не только Украину. «Польша производит 275 тысяч тонн грибов в год», — рассказывает Геннадий Гринченко, директор шампиньонного комплекса агрокомбината «Пуща-Водица». Как минимум 30 тысяч тонн поляки ежегодно импортируют в Украину. Остальные 245 тысяч тонн поставляются практически во все европейские страны — понятно, что небольшая Польша съесть их не в состоянии.

Украинский производитель

У Дмитрия Василенко, производителя шампиньонов из Киевской области, есть свое объяснение избытку польских грибов. Он считает, что всему причиной отсутствие защиты отечественных грибников со стороны государства: «Украинские производители никак не защищены от обилия импорта». Дмитрий производит до 100 килограммов шампиньонов в сутки и считается не самым мелким предпринимателем. Он нигде не отчитывается о количестве произведенных грибов и сбывает всю продукцию торговцам на Троещинском рынке в Киеве.

Таких предпринимателей, как Василенко, в Украине больше половины. «Около 70% сбывают свою продукцию на продуктовых рынках, — утверждает Подгаецкий. — По этой причине сложно подсчитать точное количество хозяйств». «Мы все грибы продаем на рынках в своих ларьках», — говорит Геннадий Гринченко.

Первоначальные вложения в грибное дело в Украине, как правило, окупаются в срок от 7 месяцев до 4 лет — все зависит от объема. «Чтобы сделать небольшое фермерское хозяйство, производящее до трех тонн грибов в месяц, необходимо иметь 35-40 тысяч гривен, — рассказывает Подгаецкий. — Реально все это окупается за семь месяцев». «Чтобы открыть что-то серьезное с холодильными установками и электроникой, необходимо иметь сотни тысяч гривен», — рассказывает Сергей Грежов. Это предприятие будет приносить 20-50 тонн грибов в месяц. «Его можно окупить за 4 года, возможно, даже за 3», — считает Геннадий Гринченко.

Свежий или консервированный

Отечественные грибники сбывают товар, как правило, в свежем виде. «Свежие грибы продавать дешевле», — говорит предприниматель из Одесской области Алла Скрыпник. «Нет смысла консервировать, когда на рынке не хватает свежих грибов», — объясняет Геннадий Гринченко. Тем не менее предприниматели со средней производительностью более 250 килограммов грибов в сутки пытаются наладить свою линию по консервации грибов. «Консервация не выгоднее, но в случае, если гриб не продается, то, чтобы он не пропал, его можно законсервировать», — объясняет Грежов.

Чтобы грибы не пропали, придется потратиться на недешевое оборудование, что и останавливает небольших производителей. «В создание линии консервации нужно вложить 200 тысяч гривен», — говорит предприниматель из Киевской области Сергей Глуховский.

Рынок консервированных грибов в Украине еще не сформировался, зато количество польских производителей на нем значительно меньше. «Польские производители занимают где-то 10-15%, — считает Эрнест Маковец, исполняющий обязанности коммерческого директора компании «Грибник». — Точно сложно сказать, потому что рынок еще формируется».

Грибники не растут

В целом, по словам предпринимателей, занимающихся выращиванием грибов, этот рынок — непаханое поле, и о конкуренции еще рано говорить. «Для того чтобы была конкуренция, необходимо, чтобы производилось больше, чем потреблялось. А у нас — все наоборот», — говорит Подгаецкий.

Несмотря на отсутствие конкуренции, новых производителей грибов в Украине ежегодно появляется не так  много. «Каждый год открывается 100 компаний, а исчезает 101, — рассказывает Подгаецкий. — Постоянно приходят новые люди, но остаются единицы». Причину этого он видит в отсутствии сотрудничества между теоретиками и практиками: «В Украине существует отдельно наука о выращивании грибов — микология, и отдельно —  выращивание грибов. Они связаны лишь консультациями, и то они так редки, что говорить о них, как о регулярном сотрудничестве, нельзя».