Александр Высоцкий: ТОП-5 ошибок, которые допускают украинские предприниматели

Александр Высоцкий: ТОП-5 ошибок, которые допускают украинские предприниматели
Delo.ua пообщалось с известным бизнес-тренером Александром Высоцким, который рассказал о самых распространенных ошибках предпринимателей

Александр Высоцкий является автором бизнес-литературы на тему управления и организации бизнеса, а также признанным экспертом в области менеджмента в СНГ. Александр — основатель компании "Высоцкий Консалтинг" с офисами в Киеве, Москве, Алматы, Минске, Нью-Йорке и острове Тайвань. С ним мы поговорили о ...

Александр, после бизнес-мероприятий вы получаете фидбэк от людей, которые действительно смогли применить приобретенные знания на практике?

Да, я получаю отзывы по книгам и также после мероприятий, иногда даже через год или два. Например, если я рассказал об ошибках, которые допускают компании, и эти ошибки приводят к тому, что компания разваливается через определенное время существования. И если благодаря семинару не развалится 10-20 компаний, а это — сотни тысяч людей, у которых есть работа, это продукты и услуги и обогащение экономики страны, тогда ивенты имеют смысл.

На ивенты приходят большие игроки бизнеса, а эти люди умеют считать деньги. Они разумны и рациональны, поэтому наши выступления — это не маркетинг, а польза.

Назовите ТОП-5 ошибок, которые допускают предприниматели.

Ошибка №1. Люди долго думают, прежде чем начать что-либо делать. Каким бы ты умным не был, если ты не начал делать, ты никогда не узнаешь, работает твоя идея или нет.

Ошибка №2. Непонимание бизнес-модели. Предприниматели не учитывают расход на рекламу, на обеспечение и заработную плату. На одном из мастер-классов мы рассматривали воронку оборотов в онлайн и мы считали бизнес-модель. У пяти из предпринимателей совсем не сходилась бизнес-модель. Предприниматель мучился два года, его туристическое агентство было убыточным. Когда эти моменты расписываешь на бумаге, сразу становится заметным несоответствие. Напрашивается вопрос, как этот человек вообще ведет свой бизнес.

Ошибка №3. Начинающий предприниматель ищет партнеров и вступает в совершенно безумные партнерские отношения. Пару лет назад ко мне подошел очень влиятельный человек и сказал, что уже начал свое дело и договорился о партнерстве с несколькими людьми. Мы долго беседовали, и спустя некоторое время я узнал, что он закончил это партнерство. Позже мы снова встретились, и он благодарил меня за то, что я повлиял на его решение запускать с кем-либо бизнес. Если у предпринимателя есть страх начинать собственное дело, никакие партнеры не помогут побороть боязнь. Поэтому третья ошибка — это брать партнеров, которые не представляют никакой ценности.

Ошибка №4. Слабый продукт, когда компания не до конца раскручивает его. В процессе запуска консалтинговой компании я уже имел опыт, был производственником, и это помогло раскрутить компанию. Большинство консалтинговых фирм не создаются как бизнес, а больше как бутик. Я создавал именно бизнес. Некоторые консалтеры считают, что умение консультировать бизнесменов, проводить тренинги по продажам — это и есть отправная точка для старта. Их ошибка в том, что не докрутили бизнес до той точки, когда продукт должен масштабироваться.

На самом деле у них не было продукта для бизнеса. Продукт должен быть таким, чтобы он мог клонировать таких же консультантов, как он. Необходимо раскрутить бизнес до того момента, чтобы он приносил пользу и соответствовал ожиданиям клиента. Когда ты достиг высот, соответственно, консалтера можно тиражировать и воспроизводить продукт. Если предприниматель это сделал, значит он запустил бизнес. Если этого нет — это всего лишь искусство.

Ошибка №5. Предприниматели недооценивают маркетинг. Предприниматель забивает полностью склад красивыми железяками, и когда ты спрашиваешь, сколько он тратит на рекламу, он говорит 2 тысячи долларов. Это смешная сумма, которая не даст результат. Сумма затрат зависит от вида деятельности. Если мы говорим о нашем бизнесе, который связан с обучением и консалтингом, в офлайн — это минимум 10% от оборота, в онлайн — минимум 20% от оборота. Это большие деньги. Например, мы консультируем небольшую медицинскую компанию в Америке, где работает около 40 человек, стоматологическую клинику со штатом 20 человек, они тратят 20% от оборота на рекламу и продвижение. Я считаю большой ошибкой, когда предприниматель даже не пытается найти деньги на маркетинг, чтобы проинвестировать инструменты для развития.

Что лучше раскручивать — личное имя как бренд или как имя компании?

Все зависит от вида деятельности. Если я иду в магазин покупать колбасу, то мне все равно, кто хозяин этого бизнеса. Но, когда я получаю профессиональные услуги, в этом случае имя имеет важную роль. Существуют виды бизнеса, где имеет смысл инвестировать в имя. А есть виды, где это хорошо, но не столь важно. Есть тенденция, когда в процессе становления деятельности имя не имеет значения. А когда компания стала крупной, то уже становится важным, какая личность руководит ею.

Как предпринимателю относиться к факапам?

Это нормальный бизнес-процесс. Факапы — это больно, но честно. Лучше познать бизнес через боль, чем поглощать ложь. В случае факапов нужно просто списать убытки и идти дальше.

На каком этапе развития нужно начать масштабирование компании?

Когда ты уверен, что можешь стабильно производить свой продукт или предоставлять сервис клиентам. Именно с этого момента можно начать масштабироваться. Нельзя затягивать, так как либо ты масштабируешься, либо другие это сделают и станут выше на ступень, чем твоя компания.

Беседовала Наталья Лошакова

Интервью взято на конференции Бизнес Концентрат 4.0