Маленький заработок в большом деле

Высокие заработные платы, постоянно увеличивающаяся цена на основные детали для производства автомобилей являются основными причинами переноса производственных мощностей лидеров мирового автопрома в развивающиеся страны.

час работы специалиста автосборочного предприятия в Германии составляет 49 долларов, а в США — 36 долларов, то в Китае автопроизводители в среднем платят своим рабочим 1,95 доллара в час.

Украинские реали

Не намного больше платят работникам украинского автопрома, где среднемесячная зарплата на лето 2007 года составила 1328 гривен, что на 7,2% превысило аналогичный показатель в начале года. Если сравнить этот показатель с 2005 годом, то динамика увеличения заработной платы очевидна. Два года назад работники автопрома получали в месяц в среднем 1 тысячу гривен.

Наибольшую зарплату среди автосборочных предприятий страны платят на «Запорожском автомобилестроительном заводе» («ЗАЗ»). На предприятии средний заработок работников достигает 2,3 тысячи гривен. Если разделить эту сумму на 160 часов (стандартная занятость работника в месяц), то час трудового времени на ЗАЗе стоит меньше трех долларов. Хотя в своем регионе автомобильный завод уступает по размеру заработной платы только Запорожской атомной станции и комбинату «Запорожсталь».

На «Запорожском автомобилестроительном заводе» работают около 16 400 человек, что составляет 10% всего трудящегося населения Запорожья. Выше среднестатистической заработной платы в стране получают и работники Кременчугского автосборочного предприятия — 1500 гривен, причем в прошлом году этот показатель на заводе был равен 1300 гривням.

В соседней России зарплата специалистов в автомобилестроении не очень отличается от украинской. Так, работники «АвтоВАЗа» в месяц получают от 8 до 10 тысяч российских рублей (около 1600-2000 гривен).

Такой уровень дохода не сопоставим с деньгами, которые платят своим рабочим автомобильные концерны Западной Европы, США и Японии. К примеру, инженер на заводе американской корпорации Ford получает 70 тысяч долларов в год, а на японском автомобильном концерне Mazda уровень зарплаты такого специалиста составляет 85 тысяч долларов в год.

В «бегах»

В среднем на заработную плату в бюджете ведущих предприятий автопрома уходит 20-30% бюджета компании. Зарплата — это одна из основных расходных частей бюджета производителей. Перенос производства в более «дешевые» страны позволяет компаниям добиться существенной экономии.

В прошлом году из 7,3 миллиона автомобилей Toyota, собранных по всему миру, только половина была родом из Японии. А заводы по производству VW Touareg, Porsche Cayenne и Audi Q7 были размещены производителями в «дешевой» Словакии. В России уже выявили желание строить собственные предприятия General Motors, Ford, Toyota, Nissan и Volkswagen. Интенсивно растет автопром и в развивающихся странах на других континентах — в Бразилии, Аргентине, ЮАР, Китае, Индонезии, Пакистане и Узбекистане.