McDonald's заработал на кризисе

Во время кризиса компании терпят убытки и сокращают производство. Исключение составляет разве что только McDonald's, которая заявляет о росте доходов и расширении сети ресторанов. Но как ни парадоксально, проблемы этой компании предрекают после рецессии

, что рецессия в основном закончилась, и теперь пора посмотреть, какие компании, организации и отдельные индивидуумы преуспели в этот мрачный период времени. Во время резкого спада, начавшегося в декабре 2007-го, произошли изменения в определении успеха. Нулевой рост стал победой, а кое-как доведенное до конца дело стали называть подлинным триумфом. В этой рецессии, которая нанесла удар по доходам всех и каждого, ураганом пройдя по самым состоятельным потребительским рынкам - США, Европы, Японии - надежных убежищ было очень мало. Но некоторым странам, таким как Перу, удалось продемонстрировать рост, несмотря на глобальный кризис. А некоторые компании организовали свой бизнес таким образом, что им удалось выстоять в условиях снижения деловой активности и даже выиграть от тех тенденций, которые определяли состояние их отраслей. Кое-кто даже сумел принять во время спада такие решения, которые помогли расширить бизнес.

Постоянный рост

В конце 2007-го, когда наступила эпоха дорогих покупок, продовольственного снобизма и повышенной заботы о собственном здоровье, списывать большую золотистую букву "М" со счетов было легко. McDonald's со своей жирной, низкокачественной, агрессивно нездоровой едой и услугами, поставленными на поток, стал первой мишенью для таких агитаторов поп-культуры, как Эрик Шлоссер с его книгой "Нация фастфуда" и Морган Сперлок, который снял документальный фильм "Двойная порция". Нельзя было и представить себе, что Барак Обама заходит в McDonald's на чашку кофе с гамбургером, как это часто делал Билл Клинтон после пробежки. И тем не менее, McDonald's в трудное для крупных корпораций время показал весьма неплохие результаты. За последние три года рост его акций вполне успешно превысил показатели первой полутысячи в рейтинге Standard & Poor's. А сайт компании по отношениям с инвесторами провозглашает, что McDonald's "идет вперед на всех парах". Успех компании можно объяснить сочетанием удачи (что является результатом умного планирования) и деловой смекалки с правильными решениями.

В 2008 году, после десятилетия безостановочного движения к более высокому качеству потребительских товаров и услуг (читай: к более дорогим товарам и услугам) американцы начали мстительно покупать более дешевое. McDonald's, у которого 44% из его 32 тысяч ресторанов находится в США, был готов выиграть от такого снижения требовательности по качеству двумя способами. Во-первых, во время рецессии люди меньше едят в ресторанах, а больше дома. А когда они выбираются пообедать где-то в городе, то выбирают места подешевле. Заведения McDonald's оказались настолько дешевыми, эффективными, удобными и повсеместно распространенными, что превратились во вполне конкурентную альтернативу ресторанам Ruby Tuesday с их популярной едой, а также ужинам дома. Инвесторы, как и посетители, во время рецессии кинулись прочь от Ruby Tuesday, отдав предпочтение McDonald's.

Антикризисный кофе

McDonald's показывает неплохие результаты и за пределами США. В Европе, где испуганные потребители по-прежнему отступают, компания во втором квартале 2009 года добилась темпов роста продаж в заведениях старше года в 6,9%. "McDonald's продемонстрировал хорошие показатели роста продаж в Европе за второй квартал, причем список здесь возглавляют Британия, Франция и Россия", - заявляют представители компании. Financial Times во вторник упомянула "разноуровневое меню компании, которая предлагает дешевый, средний и дорогой вариант".

Признание в Азии

Теперь главный вопрос для инвесторов заключается в том, сможет ли McDonald's пережить экономический подъем. Когда люди почувствуют, что их доходы растут, будут ли они по-прежнему заскакивать в его рестораны фастфуда? В последние месяцы рост продаж в американских заведениях McDonald's, которым больше года, немного замедлился. Если в апреле он составлял 6,1%, то в июле - всего 2,6. Кроме того, появляется все больше людей, которые привыкли питаться более качественной и здоровой пищей. Моего десятилетнего сына не заставишь съесть гамбургер из McDonald's. В будущем компания может столкнуться с более серьезными потребительскими препятствиями в США, нежели в Китае.

Читайте также:

Франчайзинговые компании бегут из США

Продажи McDonald's начали расти

McDonald`s несмотря на кризис увеличил квартальную прибыль на 3,5%

McDonald`s накормит дешевой едой