Менторы — МСБ: Хотите расширяться — выберите организационно-правовую форму ведения бизнеса

Богдан Нищий, юрист Philip Morris Ukraine, и основательницы экомагазина OZERO
Богдан Нищий, юрист Philip Morris Ukraine, и основательницы экомагазина OZERO
Богдан Ныщий, Philip Morris Ukraine, и Иветта Деликатная, ECOMM Communication Consulting, провели менторские сессии с основательницами zero waste магазина OZERO, который занял 1-е место в конкурсе СТАЛО в категории "Ритейл, торговые площадки"
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Анастасия Мартыненко и Анна Поникарчук, основательницы zero waste магазина OZERO, занявшего 1-е место в конкурсе устойчивых решений СТАЛО в категории "Ритейл, торговые площадки", получили рекомендации по развитию бизнеса на менторских сессиях, которые провели Богдан Ныщий, юрисконсульт Philip Morris Ukraine, Caucasus and Moldova, и Иветта Деликатная, основательница ECOMM Communication Consulting.

Основная цель создания магазина OZERO — дать возможность людям выбирать товары, которые не вредят природе.

Анастасия и Анна давно поддерживают идею осознанного потребления zero waste, популяризируя экотематику: читают лекции, проводят мастер-классы. Монетизировать свое увлечение с помощью онлайн-магазина, где можно купить экологичные предметы бытового пользования, решили не так давно. "В январе 2018 года купили бамбуковые щетки и продали их", — рассказала Анна об их первых шагах в бизнесе. А чуть меньше чем через год,в конце декабря, решились на следующий шаг — открыли в Киеве небольшой офлайн-магазин.

Все товары, которые продаются в OZERO, проверяются на достоверность маркировки "эко", чтобы покупатель был уверен, что он минимизирует вред для планеты.

Сейчас основательницы OZERO работают в формате стартапа и не дают рекламу, потому как еще не уверены, что смогут сразу выполнять крупные заказы. Хотя они планируют масштабироваться. Кроме того, в планах предпринимательниц предоставлять услуги по экоадаптации для компаний, в том числе для организаторов фестивалей, концертов и других массовых мероприятий.

Основные вопросы, которые хотели обсудить Анастасия Мартыненко и Анна Поникарчук с менторами:

- как масштабировать бизнес;

- как правильно оформить заявку на гранты;

- где искать финансирование;

- как юридически грамотно оформить деятельность, учитывая планы на будущее ( ГО, БФ, ФЛП).

Что же порекомендовали менторы

Богдан Ныщий, юрисконсульт Philip Morris Ukraine, Caucasus and Moldova:

Нужно определиться с организационно-правовой формой ведения бизнеса, которая будет максимально способствовать его развитию

Прежде всего нужно определяться с организационно-правовой формой ведения бизнеса, которая будет максимально способствовать его развитию (масштабированию). В Украине существует много организационно-правовых форм предприятий, каждая из которых имеет свои особенности.

Наиболее оптимальными и наиболее распространенными формами являются: физическое лицо-предприниматель (ФЛП) и общество с ограниченной ответственностью (ООО). Как правило, малый бизнес выбирает ФЛП (форма, по которой вы работаете сегодня).

Преимуществами этой формы ведения бизнеса является простая процедура регистрации и сопровождения, а также возможность работать по 1 и 2 группам упрощенной системы налогообложения (единый налог).

Однако если говорить о расширении (масштабировании) бизнеса, то такая организационно-правовая форма, как ФЛП, не совсем соответствует этим целям.

Учитывая специфику вашей деятельности — импорт определенной категории товаров из-за границы (внешнеэкономическая деятельность), а также наличие нескольких партнеров-учредителей, я бы рекомендовал вам выбрать ООО. Это объясняется тем, что, как правило, большие зарубежные компании не всегда хотят работать с украинскими ФЛП и предпочитают ООО.

ООО — удобная форма ведения бизнеса совместно с несколькими партнерами-учредителями, которые совместно владеют бизнесом и совместно принимают самые важные решения (назначение директора, распределение прибыли).

Регистрация ООО не предусматривает необходимости большого размера уставного капитала. ООО может работать по упрощенной системе налогообложения (3 группа), где сумма налогов зависит от размера дохода. Как правило, учредители ООО не несут ответственности по обязательствам ООО. 

Защитите свой бренд

Принимая во внимание тот факт, что вы уже потратили немало усилий и ресурсов на продвижение вашего бренда, я бы рекомендовал зарегистрировать его как торговую марку.

В наше время бренд является ценным капиталом бизнеса, который символизирует и отличает ваш товар / услуги среди товаров / услуг других участников рынка. Бренд нуждается в правовой защите. Регистрация бренда как торговой марки является надежным способом защиты от недобросовестных конкурентов.

Богдан Ныщий, юрисконсульт Philip Morris Ukraine, Caucasus and Moldova, проводит менторскую сессию с основательницами экомагазина OZERO Анной Поникарчук и Анастасией Мартыненко. Фото: Эмма Солдатова

Необходимо юридически оформить ваши взаимоотношения с партнерами. Убедитесь, что маркировка и качество товаров соответствуют требованиям законодательства.

Масштабирование бизнеса также требует налаживания и юридического оформления вашего сотрудничества с партнерами: подписание договоров с поставщиками-нерезидентами, где четко прописаны права и обязанности сторон, форма оплаты, вид доставки товара.

В случае необходимости следует также заключить соответствующие договоры с перевозчиками, привлечь таможенного брокера, который поможет с растаможкой импортированных вами товаров. Также стоит подписать соответствующие договоры с украинскими компаниями — покупателями ваших товаров.

Что же касается самих товаров, то необходимо удостовериться, что их маркировка (этикетка) и качество соответствуют требованиям украинского законодательства. Некоторые виды товаров могут требовать проведения процедур подтверждения их соответствия законодательству (например, сертификация). Всегда доносите потребителям достоверную и корректную информацию о характеристиках и свойствах товаров.

Разделите вашу коммерческую и некоммерческую деятельность

Для получения внешнего финансирования (грантов), в том числе от иностранных доноров, на имплементацию ваших экологических проектов, прежде всего, необходимо зарегистрировать некоммерческую организацию, а именно общественную организацию. Для указанных целей ФЛП или ООО, которые создаются для получения прибыли, не подойдут. Общественная организация — это добровольное и организационно оформленное объединение граждан, которое создаётся без цели получения прибыли для совместной реализации общих интересов.

Иветта Деликатная, основательница ECOMM Communication Consulting:

Понять, как работает донорский рынок

Единой платформы, где собраны все анонсы грантов, нет, их поиск — это отдельная задача. Хотя грантами занимается много организаций, важно понимать, какая из них занимается вашей темой, иначе вы не заинтересуете доноров.

Существуют крупные организации-посредники, которые получают большой грант, а потом его делят на несколько маленьких. Иногда эти посредники выделяют деньги на развитие организации (для закупки техники, оплаты обучения). Есть также агентства, которые нанимают локальных подрядчиков. Вы выступаете реализатором определенного проекта в партнерстве с крупной организацией. Таких организаций достаточно много, я бы на вашем месте искала ключевых игроков и узнавала, есть ли у них проекты в Украине.

Как получить грант 

Все формы заявок на грант похожи. Очень важно аккуратно их заполнить на английском языке. Также доноров раздражает, когда просят на то, что уже есть. Знание рынка — второй фактор, который повысит ваши шансы. И еще один ключ к успеху — это знакомства. Если вас уже знают, хотя бы где-то слышали о вашем проекте, вашей заявке уделят больше внимания.

Основательницы экомагазина OZERO Анна Поникарчук и Анастасия Мартыненко. Фото: Татьяна Довгань

Как увеличить шансы на получение гранта

Отлично финансируются проекты, которые связанны с образовательными тренингами, разнообразными акциями. Часто в планах доноров потратить около 70% на зарплаты своим же экспертам из организации. Поэтому идеи про тренинг, где будут приглашенные эксперты, могут получить поддержку. 

Важно, чтобы вас узнавали. Я бы начинала с мероприятий, например, TED. Можно выстраивать свою репутацию классного спикера на чужих ивентах, а когда вы захотите провести свой, у вас уже будет имя. 

Привлекают внимание яркие акции. Например, отметить наклейкой в офисе все, где есть пластик. 

Популярны также социальные эксперименты, скажем, вы проверяете на собственном опыте какое-то утверждение. Что это может быть? Например, "месяц с пластиком": вы собираете весь пластик за месяц, сортируете его, показываете, что из него можно сделать. Важно, чтобы было хорошее оформление, яркое название. Люди любят следить за ходом эксперимента, и это многих может заставить задуматься.

Также доноры очень любят истории о том, что вы уже сделали, какие акции провели.