26 декабря 2018 в 11:00

Менторы — МСБ: Важно не распыляться, а четко продумать вектор развития

Менторская сессия Михалиса Александракиса, СЕО Phillip Morris Ukraine, для владельцев Octa Energy — компании, победившей в конкурсе устойчивых бизнес-решений "СТАЛО" в категории "Транспорт"

Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова
Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова

В рамках проекта "СТАЛО" создатели Octa Energy Александр Лунев, Александр Омелькин и Андрей Смагалюк получили рекомендации по развитию бизнеса от Михалиса Александракиса, генерального директора Phillip Morris Ukraine.

В Octa Energу собирают зарядные станции для электоромобилей у себя в небольшом офисе. Практически все комплектующие украинские, в частности, платы производятся на мощностях "Укроборонпрома", внешний корпус также собирается в Украине. Все решения разрабатывают с нуля, запатентованы собственные разработки. Команда небольшая — пять человек. Сейчас устройства производят маленькими сериями, но продукт готов к масштабированию. Своим конкурентным преимуществом в Octa Energy считают то, что создают экосистему своих продуктов: единую платформу  — от бюджетной серии до сложной бизнес-линейки.

Актуальные проблемы

В Украине товары для рынка электромобилей, на котором работает Octa Energy, — узкая ниша, но она активно развивается, в том числе благодаря изменениям в законодательстве. В этой ситуации приоритетными для предпринимателей из Octa Energy являются такие вопросы:

Какую стратегию развития бизнеса выбрать?

На сегодня у них нет четкого ответа на этот вопрос. Сначала планировали заниматься только производством зарядных станций. Затем начали пробовать другие направления. И это решение оказалось успешным: сейчас у компании есть покупатели как на конечный продукт, так и на решения. "Не хотелось бы терять возможность заработать", — констатирует Александр Омелькин.

Менторская сессия Михалиса Александракиса, Phillip Morris Ukraine, для Octa Energy

Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine, с владельцами Octa Energy. Фото: Эмма Солдатова

Какой должна быть стратегия продвижения продукции?

Предприниматели уверены, что производят отличный продукт, но проблема в том, что его некому продвигать. "Если мы занимаемся продажами — не хватает времени на разработку технологий", — заметил Александр Омелькин. На увеличение штата нет финансов, так как сейчас все вырученные средства инвестируются в новые разработки, как перспективную деятельность.

С чего начать выход на зарубежные рынки?

В уникальности своих разработок предприниматели не сомневаются, потому рассматривают возможность выхода на зарубежные рынки, тем более, что стоимость разработок у них в два раза меньше, чем аналогичные решения у зарубежных компаний.

Какие советы дал ментор

Менторская сессия Михалиса Александракиса, Phillip Morris Ukraine, для Octa Energy

Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine:

Стратегия развития компании

Стратегия — это понимание того, какой продукт мы хотим делать, кто будет это делать, когда должен быть результат.

Вы формулируете одной фразой вашу цель и переходите к деталям. Задавайте себе вопросы. Есть ли у вас нужные люди? Нет. Почему? Потому что не хватает финансов. Где можно их получить? Какие у вас могут быть варианты? Можно взять кредит в банке. Можно поискать программы, которые поддерживают развитие бизнесов, похожих на ваш (например, проект Smart cities, в который инвестирует Европейский Союз). Можно привлечь партнеров.

Но в любом случае вам нужно понять, какие есть возможности для получения финансирования, так как это повлияет на ваш план развития.

На данном этапе вам важно не распыляться, а четко продумать вектор развития. Можно позиционировать себя как научно-исследовательский центр, который знает болевые точки потребителей, и разрабатывать продукт, который будут покупать для перепродажи большие компании. Тогда маркетинг и продвижение товара — это будет забота этих компаний, а ваша задача — постоянное улучшение продукта.

Либо же вы можете работать по вертикали, когда у вас будет исследовательский центр и подразделение, которое занимается продажами. 

Вы можете создать три разные компании, которые будут заниматься различными направлениями:

  • ремонт и сервис;
  • исследования;
  • коммерческое распространение вашего продукта.

Можно создать общее предприятие с крупным поставщиком, где вы будете заниматься разработками, а в договоре прописать, что также у вас будет отдельная компания, которая предоставляет сервис и ремонт для этих элементов, чтобы у вас были эксклюзивные права на обслуживание вашего же товара — так вы обеспечиваете себе будущие заработки.

Не бойтесь партнерства, не бойтесь делить права, отдавать 50% собственности на технические разработки.

Вы находитесь на очень динамическом рынке, и вам нужен быстрый приток денег: если вы слишком долго будете разрабатывать новый продукт, он устареет еще до выпуска.

 

Продвижение товара

Если у вас сейчас нет финансов для продвижения, вы можете использовать различные варианты. Например, вы упоминали, что одна компания предлагает вам продвижение, но вашу технологию она будет продвигать под своим брендом. Я не вижу в этом проблемы, это может приблизить вас к цели.

Если ваш партнер инвестирует деньги в ваши разработки, то продавать под его брендом — вполне нормально. Но вам нужно убедиться, что вы будете совладельцами.

Также важно обращать внимание на "вес" потенциального партнера. Если он раскрученный, если бизнес стабильный — вам нет смысла конкурировать с ним, если можно использовать его репутацию и имя на рынке.

Но самое важное в продвижении вашей продукции — определиться со стратегией развития, потому что от этого зависят способы и возможности продвижения.

Вам нужно понять, какой именно бренд вы строите: бренд зарядных станций или бренд технологии, которую вы разрабатываете.

Нужно понимать, что чем больше у вас крутых идей, чем больше новых продуктов — тем больше вам нужно будет продвижение.

Продвижение на зарубежные рынки

У вас сейчас есть правильный продукт. Но вам нужно больше людей и понимание, как правильно взаимодействовать с рынком.

Если вы планируете выход на международной рынок — вам потребуется много дополнительных финансовых вливаний, на сертификацию в том числе. Есть  варианты, которые могут удешевить этот процесс.

Вы можете зарегистрировать компанию в Латвии — сам процесс простой и быстрый, но это может быть мостиком к международному рынку, и в результате вы получите к нему доступ.

Но перед этим вы должны убедиться, что у вас стабильный бизнес тут, в Украине.

Сфокусируйтесь на том, чего вы хотите достичь. Если вы будете постоянно отвлекаться на различные направления, пробовать, какое из них сработает — вы можете и не получить желаемое. А если все силы вкладывать в одну идею — больше шансов, что вы достигнете цели.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram

автор:
по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

Конкурс СТАЛО наградил предпринимателей с сильнейшим геном устойчивости — фоторепортаж
Устойчивое развитие 18 ноября 2018 в 21:15

Конкурс СТАЛО наградил предпринимателей с сильнейшим геном устойчивости — фоторепортаж

Награждение победителей конкурса устойчивых бизнес-решений состоялось в финале Get Business Festival 2018. Награды за первое место и специальные номинации получили 25 компаний, и еще 15 — были отмечены специальными дипломами 

Octa Energy: Подзарядка для будущего или Как украинцы создают экосистему
Устойчивое развитие 10 октября 2018 в 16:13

Octa Energy: Подзарядка для будущего или Как украинцы создают экосистему

Своим конкурентным преимуществом создатели Octa Energy считают то, что они делают не просто зарядные станции на заказ, а создают экосистему своих продуктов. При этом все производство находиться в Украине, комплектующие материалы — на 40% украинские