Менторы — МСБ: Идти к инвестору нужно с детальным бизнес-планом

Сергей Марчук, «Благодатной фермы», и Игорь Бучацкий, ED&F Man Ukraine. Фото: Э. Солдатова
Сергей Марчук, «Благодатной фермы», и Игорь Бучацкий, ED&F Man Ukraine. Фото: Э. Солдатова
Игорь Бучацкий, управляющий директор ED&F Man Ukraine, провел менторскую сессию для Сергея Марчука, основателя "Благодатной фермы" — победителя конкурса устойчивых решений СТАЛО
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Сергей Марчук, основатель "Благодатной фермы", занявшей 1-е место в конкурсе устойчивых решений СТАЛО в категории "Фермерское хозяйство, еда". Для фермера менторскую сессию провел Игорь Бучацкий, управляющий директор ED&F Man Ukraine.

Семейная ягодная ферма в селе Березки-Чечельницкие Винницкой области существует всего лишь три года. За это время Сергею Марчуку удалось вывести бизнес в ноль. Сейчас он выращивает голубику и малину, в прошлом году запустил еще и пасеку на 50 пчелосемей. В 2019 году планирует создать кооператив, который объединит усилия мелких производителей органической ягоды.

Сергей Марчук хотел обсудить с ментором такие проблемы:

Недостаток денег для расширения хозяйства и сложности с получением кредитов  

Банки не стремятся давать кредит, если бизнес еще слишком маленький или молодой, сетует предприниматель. Первые деньги, вложенные в проект, были личными, и это был риск, так как сельским хозяйством до того бизнесмен не занимался. "Мы решили, что нужно высадить по гектару каждой культуры, понять, что подходит, что нет. Это сработало. Например, смородину мы больше выращивать не будем, невыгодно. А вот голубика и малина оказались хорошими вариантами". По словам фермера, сейчас у них есть земля, есть продукт, и наступила стадия, когда нужно активно развивать проект.

Предприниматель уже понимает, какие проблемы существуют на рынке, какие основные тренды. Но рентабельность фермы еще не очень высокая, потому что нужны дорогостоящие технологические решения.

"У нас амбициозные планы — но для них нужны серьезные инвестиции" — резюмирует Сергей Марчук.

Сергей Марчук, основатель "Благодатной фермы"

Отсутствие инвесторов, готовых профинансировать проект

Бизнесмен в прошлом году получил грантовые 25 тыс. евро на пленочные тоннели (теплицы) от проекта бизнес-развития плодоовощеводства UHBDP, инвестируемого GAC (Global Affairs Canada). После внедрения технологии ферме выплатят еще 25 тысяч. Но это не делает вопрос поиска инвестора менее острым.

"Мы хотим привлечь инвестора или партнера. Вопрос в том, как подать проект так, чтобы он заинтересовал потенциального инвестора?" — спрашивает бизнесмен.

Что посоветовал ментор?

Игорь Бучацкий, управляющий директор ED&F Man Ukraine:

Обязательно напишите бизнес-план

У вас должен быть минимальный бизнес-план с расчетом стоимости бизнеса и описанием того, что вы хотите получить от инвестора. Условно говоря, хотя бы так: у нас есть 20 гектаров. Эти гектары дают нам столько-то тысяч долларов, этот бизнес сейчас стоит 500 тыс. долларов. Мы хотим получить 200 тыс. за 20% бизнеса, и эти деньги будут инвестированы в тоннельные теплицы и т. д. То есть потенциальный инвестор должен понимать все детали.

Любой инвестор будет задавать два вопроса: сколько это будет стоить, и что я с этого могу получить?

Инвестор должен понимать, что вы предлагаете долю в бизнесе, который стоит, предположим, 500 тыс. долларов. И вам нужно 200 тысяч, чтобы инвестировать их в развитие бизнеса, а после этого сам бизнес будет стоить уже миллион. И соответственно, у инвестора будет 20% не в бизнесе, который стоит 500 тыс., а в бизнесе, который стоит 1 миллион. 

Подумайте о монокультуре

Насколько на самом деле вам нужны другие культуры? Вы хотите продлевать сезон урожая, но часто клиентов интересует именно большой объем товара. Возможно, вам интересно будет заниматься монокультурой.

Что это дает? Многим нужно, чтобы товар был однородным. И для производственного процесса это тоже важно, чтобы у продукта был постоянный вкус, например, если это йогурт, то потребителям не нравится, когда сегодня товар сладкий, а завтра с кислинкой.

Многих привлекает экономия времени при работе с одним большим поставщиком. Такой вариант упрощает технологический процесс и организационный. И вы становитесь более ценным для ваших клиентов. Потому что вы упрощаете им жизнь, и соответственно, они готовы предлагать вам льготные условия. Если вы уйдете — им это будет некомфортно. Монокультура дает кучу преимуществ как со стороны затрат, так и продаж. Всем интересней работать с одним человеком, а не с десятью. И за это готовы платить больше. 

Я считаю, что у вас есть все, чтобы идти к инвестору. У вас хороший живой проект. Понятно, о чем это и как будет работать бизнес.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram