Металлоломный рынок: с обидой на министерство

Руководство ассоциации вторичных металлов пожаловалось Виктору Януковичу на бездеятельность чиновников Минэкономразвития, застопоривших экспортные операции с ломом черных металлов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В понедельник, 24 сентября, на официальном сайте Украинской ассоциации вторичных металлов (УАВтормет) было опубликовано открытое письмо к главе государства. В документе, подписанном президентом УАВтормет Василием Гуреевым, участники этой ассоциации просят Виктора Януковича разобраться тем, что в Министерстве экономического развития и торговли (Минэкономразвития) Украины "крайне неудовлетворительно" решают важные для отрасли вопросы.

"На сегодня уже более двух месяцев не утверждаются решения специальной комиссии при министерстве относительно выдачи лицензий на деятельность с металлоломом. Аналогично три месяца не утверждаются решения относительно предоставления разрешений субъектам хозяйствования на экспорт лома черных металлов. Такая бездеятельность является грубым нарушением действующего законодательства", — указывают составители письма.

Регуляторный ряд

Это письмо — не первое в текущем году обращение операторов украинского рынка металлолома к представителям власти. В конце июля 2012 года Василий Гуреев также подписывал открытое воззвание. Правда, в тот момент он апеллировал еще к Минэкономразвития, точнее — к первому заместителю главы этого министерства, Анатолию Максюте. Но затронутый тогда "проблемный момент" был во многом схож. Представители ассоциации просили замминистра наладить нормальную работу все той же, поименованной выше комиссии — в части нормализации экспорта стального лома из Украины.

Нынешнее обращение, и уже к президенту страны, свидетельствует: "решить вопрос" с экспортом лома черных металлов в министерстве за эти почти два месяца либо не смогли, либо не захотели. А решение принимать необходимо, и в быстрые сроки, утверждает председатель набсовета УАВтормет, гендиректор ООО "Укрметко Лтд" Валентин Макаренко.

По его словам, в текущем году регуляторная деятельность чиновников — причем не в пользу операторов рынка заготовки и переработки лома черных металлов — активизировалась как никогда прежде. В качестве первого негатива в данном ряду он упоминает постановление Кабинета министров от 3 мая 2012 года №388. Данный нормативный акт установил предельный по году объем экспорта черного металлолома из Украины (квоту) в размере не более 900 тыс. тонн. Летом на уровне правительства были проявлены инициативы по ужесточению требований к хозяйственно-правовому статусу ломоперерабатывающих предприятий страны. А в сентябре в Минэкономразвития на своем сайте опубликовали законопроект о внесении изменений в отраслевой Закон "О металлоломе". Предусмотренные в нем коррективы предполагают введение в Украине аукционной продажи "права на экспорт лома" в рамках указанной выше квоты.

На бюрократическом уровне, продолжает эксперт, внешние поставки лома из Украины также "придерживались". Спецкомиссия при Минэкономразвития не регистрировала внешнеэкономические контракты по металлолому с октября 2011 года. И те около 355 тыс. тонн данного материала, которые были вывезены из страны за первые 7 месяцев 2012 года, экспортировались на основании договоров, завизированных в министерстве более года тому назад. "А с августа текущего года экспорт черного металлолома из Украины вообще не осуществляется", — утверждает Валентин Макаренко.

Экспортные нюансы

Внешняя торговля стальным ломом — деятельность в нашей стране уже больше десятилетия, как весьма зарегулированная. Аналитики не раз указывали: в преддверии дефицита в этом виде сырья отечественные металлурги предпринимали и будут предпринимать усилия для того, чтобы как можно более плотно контролировать процессы его экспорта из страны.

Профильное законодательство — даже без последних изменений, предлагаемых в Минэкономразвития — наделяет госорганы немалыми правами в этой части: вплоть до установления запретов на экспорт лома из Украины. Такому подходу, кстати, сильно поспособствовал прецедент 2000 года, когда металлоломные компании вывезли за рубеж около 5 млн. тонн своего товара. Но небезосновательно: в те годы украинские металлурги немало практиковали неуплату за поставленный им стальной лом…

В последние годы, впрочем, правила игры в экспортном сегменте отечественной торговли ломом были довольно выверенными. Представители этого рынка выработали формулу, по которой потенциальные объемы внешних поставок лома в начале каждого года согласовывались с метпредприятиями через объединение "Металлургпром". Составлялся баланс, предусматривающий объем экспорта лома на уровне не более 10-12% от планируемой на год заготовки данного сырья. На 2012-й, к примеру, таковой установили в начале года на уровне 900 тыс. тонн (что и стало "квотным размером" для разработчиков постановления №388) — порядка 10,7% от ориентира по украинской ломозаготовке-2012 (8,417 млн. тонн).

Металлоломные операторы, в принципе, выдерживали эту "самоограничительную планку". В последние пять лет украинский экспорт лома составлял от 600 до 900 тыс. тонн в год; в 2011-м за рубеж поставили 801 тыс. тонн данного материала. В текущем году на схожий показатель выйти будет непросто — из-за не проясненного до сих нюанса по его экспорту-2012 даже в рамках правительственной квоты.

Хотя нынешнее состояние дел в отечественном ГМК как раз располагает к наращиванию внешних поставок металлолома. Восьмимесячное производство стали в стране снизилось на 5% к аналогичному периоду-2011, метпредприятия объективно меньше потребляют данного сырья при выплавке стали. И его избыток можно было бы реализовывать на внешних рынках. По такому сценарию ситуация развивалась в кризисном 2009-м, когда металлоломные операторы смогли прибыльно сработать, лишь нарастив экспорт своего товара на 40% г/г — до 885 тыс. тонн. Украинские меткомбинаты в тот год не смогли выкупить у них запланированные прежде объемы заготовленного лома.

Металлургическая игра

В текущем году металлурги, похоже, не склонны демонстрировать такое же "позволительное" отношению к росту внешних поставок металлоломного материала. Преграды на этом экспортном направлении метпредприятиям страны выгодны по нескольким причинам.

У металлургов, прежде всего, появляются дополнительные возможности для снижения закупочных цен на лом внутри страны. Далее, в Украине вводятся в промышленную эксплуатацию и строятся новые электросталеплавильные мощности; в них лом черных металлов применяется как основное технологическое сырье. (Имеется в виду комплекс "Днепросталь", вывод на проектную производительность которого запланирован на конец нынешнего года. А весной 2013 года на "Донецкстали"-МЗ" намерены пустить электропечь взамен остановленных мартенов). Это обстоятельство вполне может обострить фактор дефицита легкодоступного лома в Украине, что явно не в интересах всей металлургической отрасли страны.

Наконец, замороженный экспорт металлолома может сыграть на руку нашим металлургам и в их конкурентных взаимоотношениях с турецкими меткомпаниями. Последние традиционно закупают основные объемы украинского экспортного лома. И в отсутствии его поставок из нашей страны турецкие метпредприятия вынуждены платить за это сырье больше, приобретая его на более дорогих рынках. Тем самым отечественные метпредприятия расширяют запас прочности в ценовой игре на общих с турками внешних рынках готовой металлопродукции.

При подобных раскладах у игроков украинского рынка заготовки и переработки лома черных металлов выбор в реагировании намечался лишь между двумя линиями поведения. Первая — традиционно и в одиночку лоббировать исключительно свои корпоративные интересы в сфере экспорта в той самой спецкомиссии при Минэкономразвития. Не получилось. В середине минувшего лета механизм дал сбой. Второй метод воздействия на неблагоприятную для них тенденцию — озвучить проблему на уровне публичных обращений к власти — металоломщики используют сейчас.

Аргументы в таких случаях используются привычные. А именно: невозможность экспорта ставит под угрозу поддержание объемов заготовки лома в стране. С учетом приближающихся выборов упоминается количество работников ломоперерабатывающей отрасли и членов их семей (100 тыс. и 300 тыс. чел. соответственно). К этому добавляются оценки возможного, вследствие прекращения внешних поставок лома, недополучения страной валютной выручки: от 320 до 350 млн. долл. в год. И подчеркивается — проблемы с экспортом металлолома на фоне снижения внутриукраинских закупочных цен на него приводит к остановке ломоперерабатывающих предприятий Украины и к спаду в поставках материала меткомбинатам страны. (По данным правительственной статистики, за 8 месяцев 2012-го последний показатель снизился на 28% в годовом соотношении, или с 4,6 млн. тонн до 3,32 млн. тонн).

Сколь убедительными эти доводы окажутся в понимании главы государства — для того, чтобы он предоставил "соответствующее поручение правительству относительно срочного разблокирования работы комиссии Минэкономразвития" — судить очень непросто. Металлурги ведь могут, в свою очередь, предъявить куда более внушительные цифры по валютной выручке и численности работающих в своей отрасли.

Ясно одно, на данный момент status quo в металлоломной торговле страны переформатируется таким образом, что места независимым от металлургических групп операторам здесь остается все меньше. И последние изменения в профильное законодательство от Минэкономразвития, на предмет чего в УАВтормет намерены опять же публично высказаться в ближайшие дни, существенное тому подтверждение…