Мининфраструктуры будет стимулировать сообщение "река-море"

Освобождение от уплаты канального сбора судов с осадкой до 4 м за прохождение морским каналами выведет речные перевозки на новый уровень конкурентоспособности

Министр инфраструктуры скорректировало законодательство о внутренних водных путях. Проект приказа ведомства "О внесении изменений в приказ Министерства инфраструктуры Украины от 27 мая 2013 № 316" уже прошел процедуру государственной регистрации.

"Приказ №316 затрагивает вопрос не просто речных перевозок, а сообщения "река-море", то есть мультимодальных перевозок. Переориентация с автомобильных перевозок на речные — процесс целесообразный. Автомобильные дороги разбиты, тарифы высокие. На речном транспорте тарифы однозначно ниже. Такие грузы, как зерно выгоднее возить по реке баржами. Во всем мире речное судоходство развито. В США река Миссисипи активно загружена. Рейн и Дунай — это судоходные реки, по которым активно осуществляются перевозки грузов. У нас, к сожалению, Днепр сейчас не используется. А мог бы — для перевозки зерна, для навалочных грузов, песка, цемента", — отмечает руководитель сектора транспортно-коммуникационной безопасности Национального института стратегических исследований Екатерина Михайличенко.

В бизнес-среде поддержали новацию Мининфраструктуры. По мнению представителя стивидорной компании "Гермес-Трейдинг" Николая Петрунина, освобождение от уплаты канального сбора судов с осадкой до 4 м за прохождение морским каналами выведет речные перевозки на новый уровень конкурентоспособности.

"Согласно статистике речной транспорт имеет значительные преимущества перед всеми другими видами транспорта в плане экономичности и наименьшего негативного воздействия на окружающую среду. Но сегодня перевозки грузов речным транспортном составляют всего 4 млн тонн в год при потенциале в 10 млн тонн. После отмены тарифных ограничений стоимость доставки грузов речным транспортом если не сравнится, то подойдет вплотную к железнодорожной. А если рассматривать логистику в комплексе — доставку генеральных грузов на рейд морского порта с последующей перегрузкой на рейде на большое судно — выйдет дешевле доставки в порт и перевалки через морской терминал с причала. Если грузовладельцу будет дешевле доставить зерно, песок, контейнер по реке — он так и сделает", — уверен Петрунин.

По мнению экспертов, переориентация грузов с дорог на реку улучшит состояние автомагистралей, разрушаемых перегруженным автотранспортом. Вопрос особо актуален для южных регионов. Частично проблему решит внедрение весового контроля грузовиков, который исключит появление на дорогах фур весом более 40 тонн. Развитие речного транспорта — альтернативное решение, которое позволит перевозчикам избежать штрафов за перегруженные автомобили и в целом снизить затраты на логистику.

"Эффективная реформа речного транспорта может стать тем самым драйвером развития экономики Украины, который также предоставит передышку для обновления и модернизации критически изношенной наземной транспортной инфраструктуры. Предложенная Министерством инфраструктуры новация в Приказе №316 является логичной, важной и экономически оправданной. Она действительно облегчит тарифную нагрузку на перевозчиков и грузовладельцев", — резюмировал Петрунин.