Могут ли украинские авиакомпании оспорить санкции России в суде

25 октября воздушное сообщение между Украиной и Россией будет прервано. И если украинские авиационные санкции имеют под собой юридическое обоснование, то свои Россия объявила "зеркальными", не назвав юридических причин. Delo.UA спросило у юристов, могут ли отечественные авиакомпании оспорить российские санкции в суде
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Прошло уже больше двух недель, а Государственная авиационная служба Украины (Госавиаслужба) так и не получила ответ на направленное 1 октября Федеральному агентству воздушного транспорта России (Росавиации) письмо о причинах санкций против украинских авиакомпаний.

Дело в том, что Украина имела все законные основания для введения санкций против российских авиакомпаний. "Соглашение между Украиной и Россией об авиационном сообщении и сотрудничестве в сфере воздушного транспорта от 1994 года предусматривает возможность каждой из сторон запретить авиакомпаниям совершать полеты в случае, если авиакомпания не соблюдает законов и правил одной из стран", — разъясняет партнер правовой группы "Доминион" Михаил Гончарук.

После аннексии Крыма Российской Федерацией в марте 2014 года Госавиаслужба Украины приняла решение о запрете всех полетов на полуостров, а позже Международная организация гражданской авиации (ИКАО) официально подтвердила контроль украинских авиавластей над крымским авиационным пространством. Таким образом, полеты российских авиакомпаний в оккупированный Крым являются прямым нарушением законодательства Украины.

В свою очередь Россия объявила свои санкции "зеркальными", не назвав юридических причин для запрета полетов. "В соответствии с Соглашением 1994 года российская сторона должна была направить запрос украинским авиавластям, начать консультации и объяснить свои требования, и только тогда ограничивать права украинских авиакомпаний", — объясняет Вольга Шейко, юрист ЮФ "Астерс".

В связи с этим возникает логичный вопрос: могут ли украинские авиакомпании оспорить санкции России в суде?

Поскольку в соответствии с Соглашением 1994 года подобные авиационные споры решаются непосредственно между Украиной и Российской Федерацией, конфликт будет рассматриваться международными судами.

Основополагающим документом, регламентирующим правоотношения в сфере авиаперевозок, является Конвенция о международной гражданской авиации 1944 года (Чикагская конвенция).

"Благо для Украины, мировая общественность считает, что Российская Федерация аннексировала Крым и Украина не утратила свой суверенитет над территорией Автономной Республики Крым, поэтому подобные судебные разбирательства для Украины достаточно перспективны", — отмечает управляющий партнер Suprema Lex Виктор Мороз.

По словам партнера юридической фирмы "Анте" Андрея Гука, процедура в ИКАО может привести к принятию мер против России. В частности, к лишению России права голоса в ассамблее ИКАО или запрету авиакомпаниям РФ пролета над территориями стран-членов ИКАО.

В тоже время быстрых результатов ждать не стоит. По словам Андрея Гука, рассмотрение спора в ИКАО займет "не менее года, а то и двух".