На что "Укрзализныця" потратит 700 млн грн. кредитов

Что побуждает украинские железные дороги брать в долг
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В первый месяц осени-2013 украинские железные дороги заметно активизировались на долговом рынке — в сентябре здесь договаривались с банками о привлечении многомиллионных объемов финансирования.

Так, для Львовской железной дороги (ЛЖД) была открыта годичная кредитная линия на 170 млн грн от Фольксбанка и банка "Юнисон". Юго-Западная ЖД выбрала Альфа-банк (Украина) для привлечения 327 млн грн, а Одесская ЖД — "Юнисон" и Альфа-банк — с линией на 200 млн грн. В последнем случает цель кредитования — пополнение оборотных средств. Кроме того, в конце минувшего месяца ЛЖД объявила кредитный тендер на 144 млн грн. под выполнение программы капвложений и пополнение оборотных средств. В общем железные дороги взяли в сентябре кредит на общую сумму в 697,1 млн грн.

С одной стороны, пополнение "оборотки" посредством банковских займов — вполне распространенная практика среди многих украинских компаний, указывает консультант компании ЦТС-Консалтинг Дмитрий Ягелло. С другой же, отмечает старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Алексей Андрейченко, "Укрзализныця" (УЗ) ввиду своего непростого финансового состояния зачастую не имеет свободных денежных средств и вынуждена кредитоваться.

Минус-факторы

Внешне финположение Госадминистрации железнодорожного транспорта Украины выглядит вполне пристойно. По данным самой УЗ, за 2012 год выручка от реализации здесь выросла на 2,6%, превысив 52,7 млрд грн (около $6,6 млрд по курсу НБУ). Прошлогодняя чистая прибыль госкомпании, правда, снизилась в 2,6 раза в сравнении с 2011-м. Но почти 803 млн грн по МСФО или $100,5 млн железнодорожники заработали.

По прогнозам "Арт Капитал" текущий год для Госадминистрации может завершиться с очередным снижением чистой прибыли. "В первые два квартала 2013-го доходы УЗ составили 26,4 млрд грн, чистая прибыль — 241 млн грн. По нашим оценкам, по итогам всего текущего года доходы этой госкомпании вырастут на 3% до 55,4 млрд грн, а чистая прибыль сократится на 33% до 511 млн грн", — говорит Андрейченко.

Представители ЦТС-консалтинга объясняют возможное ухудшение финсостояния украинских железных дорог в целом по 2013-му спадом в сфере украинских грузоперевозок, который был отмечен в III квартале года. Ведомственная статистика это вполне подтверждает. По сентябрьскому сообщению пресс-службы УЗ, в январе-августе 2013-го украинские железные дороги сократили грузоперевозки на 5,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (АППГ). Из-за этого железнодорожники "недополучили 2,6 млрд грн доходных поступлений" в сравнении с АППГ, указывали в УЗ.

Среди других причин, влияющих на ухудшение финансовых позиций "Укрзализныци", аналитики называют и традиционную убыточность ряда направлений пассажирских перевозок, и кредиторскую задолженность уже перед самой госкомпанией. По данным железнодорожного ведомства, за восемь месяцев этого года "пассажирский убыток" УЗ составил 3,9 млрд грн (+1,4% к АППГ). А местные бюджеты в тот же период задолжали железнодорожникам свыше 150 млн грн (за перевозку льготников в пригородных электропоездах).

Свое влияние на "съезд по прибыли" оказывает также высокий износ подвижного состава. По летним заявлениям руководства УЗ, на некоторых украинских ЖД этот показатель уже приближается к 90%. А это прямо требует все больше средств на техобслуживание ввиду постоянного ремонта и, тем самым, снижает рентабельность перевозок.

Любой ценой?

При всем том эксперты совсем не исключают, что традиционная на протяжении всего года кредитная активность региональных железных дорог (весной, к примеру, Приднепровская ЖД привлекла у трех банков суммарно 200 млн грн — Ред.) объясняется не только необходимостью пополнения оборотных средств. "Возможно, "Укрзализныця" привлекает средства на рефинансирование существующих займов и расчеты с бюджетом", — предполагает Андрейченко.

Рефинансировать же Госадминистрации и входящим в ее состав шести железным дорогам, в самом деле, есть что. Как передавал в мае "Интерфакс-Украина" со ссылкой на данные из сведенной финансовой отчетности ведомства за 2012-й, сумма процентных кредитов и заимствований УЗ за прошлый год выросла на 15% — до 16,81 млрд грн. ($2,1 млрд — Ред). Аналитики приводят иные цифры. Представитель "Арт Капитал" говорит о долге "Укразализныци" в 18,6 млрд грн ($2,33 млрд) на конец 2012-го при плане его сокращения до 17,9 млрд к завершению текущего года.

"В отличие от здорового предприятия, у которого на счетах всегда имеется запас операционной наличности на погашение разрывов в движении денежных средств, — рассказывает аналитик этой инвестгруппы, — такие предприятия несут дополнительные издержки на оплату довольно высоких процентов по краткосрочным займам. А это еще больше осложняет их финансовое состояние".

В подтверждение своих слов собеседник Delo.UA приводит в пример все то же сентябрьское заимствование Львовской ЖД, годовые проценты по банковским кредитам для которой составили 18,5 — 23%. Хотя приемлемой ставкой по таким кредитам (годичные на 50 и 120 млн грн) на рынке считается не более 18%. "В кредитном портфеле УЗ есть займы и по 25%", — подчеркивает Андрейченко.

При всем том эксперты не склонны характеризовать нынешнее положение УЗ в "кризисных терминах". По их словам, предприятия "Укрзализныци" довольно долго еще смогут закрывать свою потребность в средствах за счет заемных денег. Тем более, что правительство в последнее время проявляет явную "долговую благосклонность" к железнодорожникам: за 2012-й прогарантированная Кабмином кредитная задолженность Госадминистрации выросла на 88,8%, до 2,61 млрд грн. Иной вопрос, что к практике нормального финансового менеджмента последнее имеет весьма косвенное отношение…