На мировом авторынке растет доля электромобилей — исследования

За последние пару лет продажи электромобилей выросли примерно в два раза, достигнув 200 тыс. машин в 2013 году

Согласно исследованию, проведенному ICCT (InternationalCouncilonCleanTransportation), мировые продажи электромобилей в 2013 году увеличились до 200 тыс. машин, что примерно в два раза больше, чем в 2012 году, сообщает ассоциация "Укравтопром".

Исследование, в котором подробно рассматриваются различия в налогово-бюджетной политике, направленной на поддержку продаж электромобилей, на одиннадцати основных авторынках (восемь европейских стран, Китай, Япония и США), наглядно демонстрирует, что налоговые льготы и субсидии играют ключевую роль в стимулировании рынка электромобилей.

Если в 2009 году продажи электромобилей исчислялись всего лишь тысячами единиц во всем мире, то за последние пару лет выросли примерно в два раза, достигнув 200 тыс. машин в 2013 году — по сравнению с десятками миллионов транспортных средств, ежегодно поступающих на рынок, доля электромобилей по-прежнему незначительна, но, как показывают последние исследования ICCT, в отдельных регионах доля продаж электромобилей становится все более весомой.

Так, Норвегия является мировым лидером в этой сфере — в этой стране на долю электромобилей приходится около 6% всех продаж новых автомобилей. Не намного отстают Нидерланды с долей 5,6% продаж, и Калифорния — 4%. Все три рынка также демонстрируют высокие темпы роста: в Норвегии и Калифорнии количество электромобилей, проданных в 2013 году, удвоилось по сравнению с предыдущим годом, а в Нидерландах продажи электромобилей выросли в 6 раз.

В то же время Германия и Великобритания являются одними из медленно развивающихся электро-авторынков — лишь около 0,2% всех продаж в этих странах приходится на сектор электромобилей.

Результаты исследований ICCT демонстрируют существование больших различий в уровне и типе налоговых льгот для электротранспорта на различных рынках. Например, льготы, которые обеспечивает голландское правительство для гибридных автомобилей с подзарядкой, составляют около 38 тыс. евро за автомобиль, или почти три четверти его базовой цены (эта льгота состоит из полного освобождения от регистрационных и ежегодных налогов на транспортные средства).

В Германии, напротив, владельцы электромобилей в конечном итоге платят больше налогов, чем они платили бы, владея сопоставимым не электрическим автомобилем, поскольку существующие минимальные налоговые льготы с лихвой компенсированы более высоким НДС, которым облагаются электромобили.

Взаимосвязь между налоговыми льготами и продажами электромобилей в некоторых случаях очевидна, и такие страны как Норвегия и Нидерланды являются хорошими примерами рынков, где высокий уровень налоговых льгот непосредственно приводит к высоким цифрам продаж электромобилей.

Однако налоговые льготы и различия цен на топливо и электроэнергию не являются универсальным рецептом для всех рынков. Об этом свидетельствует опыт Великобритании, где несмотря на относительно высокие стимулы продажи электромобилей по-прежнему остаются очень низкими.

Калифорния со своим средним уровнем налоговых льгот по сравнению с другими рынками показывает яркий пример влияния других факторов, развивающих рынок электрокаров. В Калифорнии действует комплексный план внедрения электромобилей, который включает политику автопроизводителей (например, стандарты CO2, требования к электромобилям), вложение инвестиций в инфраструктуру, работу электроэнергетического сектора, кампании по информированию потребителей и другие местные инициативы, что, по мнению экспертов из ICCT, является более важным для продвижения экологически чистого транспорта на автомобильных рынках.