16 мая 2012 в 9:13

На пиве и воде: Какие кадры в дефиците у украинских пивоваров

Структура спроса на трудовые ресурсы со стороны производителей пивобезалкогольной отрасли не сильно отличается от кадровых запросов других игроков представителей пищевого сектора. Основное отличие отрасли — в самих работодателях

Пивной рынок Украины представлен всего четырьмя крупнейшими работодателями. Производство безалкогольных напитков, несмотря на наличие национальных лидеров, — за небольшими региональными игроками. Однако вне зависимости от масштаба и доли рынка все представители пивобезалкогольной отрасли испытывают потребность в персонале технических специальностей и стараются решать кадровые вопросы своими силами

Украинский рынок пива контролируют четыре крупнейшие компании — "САН ИнБев Украина", "Оболонь", Carlsberg Ukraine и "Миллер Брендз Украина". Структура спроса на трудовые ресурсы со стороны этих компаний не сильно отличается от кадровых запросов других игроков пищевого сектора. Наибольшим спросом пользуются технические специальности, а также высококвалифицированные финансисты, IT-специалисты, специалисты по продажам, маркетологи — то есть достаточно стандартный для украинского пищепрома "набор". Основное отличие отрасли — в самих работодателях. В производстве пива в Украине заняты подразделения крупнейших мировых пивоваренных транснациональных корпораций, что в значительной степени определяет требования к персоналу и стиль работы.

Как отмечает Юлия Заболотная, HR-бизнес-партнер Carlsberg Ukraine, собственники бизнеса от топ-менеджеров ожидают решений, которые будут способствовать развитию бизнеса и, конечно, в первую очередь будут приносить прибыль, увеличивать обороты и долю рынка. "В свою очередь топ-менеджеры ожидают от своих подчиненных больше инициативности, проактивности, исполнительности, пунктуальности в выполнении задач и творческого подхода. Пожалуй, это основное", — поясняет специалист.

Что касается первоочередных задач, которые ставятся перед персоналом пивоваренных предприятий, то они в первую очередь зависят от конкретных функций, однако в любом случае компания ожидает от сотрудников соответствия ожиданиям и требованиям бизнеса в выполнении своей работы — нестандартных решений, которые приводят к позитивному финансовому результату, инновационности, клиентоориентированности. "В Carlsberg Ukraine мы много внимания уделяем развитию культуры внутренней клиентоориентированности, поскольку если ее не будет внутри компании, ее невозможно будет рестранслировать во внешнее окружение", — говорит Юлия Заболотная.

Об уровне зарплат пивовары говорят неохотно — закрытость этой информации, впрочем, не редкость для "транснационалов". Учитывая небольшое количество работодателей на рынке, можно с большой долей вероятности предположить, что условия труда и уровень зарплат на их предприятиях приблизительно совпадают. "Мы ориентируемся на медиану рынка заработных плат среди международных производственных компаний", — подтверждают в Carlsberg Ukraine.

При поиске персонала пивовары обращаются к традиционным инструментам — сайтам по трудоустройству, помощи рекрутинговых агентств. Если говорить об опытных профессионалах, то зачастую в пивную отрасль приходят специалисты из других производственных FMCG-компаний.
При этом предприятия готовы инвестировать в создание кадрового резерва. Например, у Carlsberg Ukraine есть программа студенческих стажировок Grow Faster, которая за три года себя уже хорошо зарекомендовала. В данный момент в программе принимают участие около 20 студентов-старшекурсников и выпускников вузов. "Мы готовы инвестировать в развитие профессиональных компетенций молодых мотивированных стажеров, лучших из которых рассматриваем как потенциальных сотрудников", — сообщила Юлия Заболотная.

Водный мир

Высокий спрос на персонал со стороны производителей безалкогольных напитков обусловлен ростом этого рынка и развитием предприятий сектора. По оценкам экспертов, в ближайшие пять лет средний годовой рост украинского рынка бутилированных вод будет составлять около 5% — ожидается, что среднее потребление воды в Украине, составляющее сейчас 41,5 литра на человека, к 2013 году достигнет 48-50 литров. Среднедушевое потребление газированных ароматизированных напитков превышает 35 литров, ежегодный рост рынка составляет 5-6%. При этом параллельно с насыщением растущего внутреннего рынка активно развивается экспорт (как правило, в страны СНГ), что также ставит предприятия перед необходимостью наращивания объемов производства и обеспечения высококвалифицированным персоналом.

Несмотря на то что на национальном уровне есть безусловные лидеры (лидером сегмента сладкой газировки была и остается Cocа-Cola Beverages Ukraine Ltd с ТМ Coca-Cola, ТМ Sprite, ТМ Fanta, ТМ BonAqua, ТМ "Schweppes тоник", затем следует компания "Оболонь" — ТМ "Оранж А.С.Е.", ТМ "Живчик"), на этом рынке присутствует много региональных небольших производителей и именно с их стороны отмечается наибольший спрос на трудовые ресурсы. При этом их поиск усложняется зачастую как значительной удаленностью производства от областных центров, так и скромным уровнем заработной платы, которую могут предложить небольшие компании, производящие продукцию низшего ценового сегмента. Привлекательность вакансий повышает предоставление жилья иногородним специалистам.
Традиционно наибольший спрос наблюдается на технические специальности — технологов, начальников смен и т.п. Среди общих требований, предъявляемых работодателем к кандидатам, — опыт работы, знание инновационных технологий пищевой промышленности, внедрение в производство новых видов продукции и технологий, разработка рецептур (для технологов), знание нормативов.

Как сообщало "Дело", министр экономического развития и торговли Петр Порошенко пообещал отечественным пивоварам скорое возвращение на белорусский рынок.

Этот материал был опубликован в журнале "ТОП-100. Лучшие топ-менеджеры Украины". Его выпустили издательство "Экономика" и журнал "ТОП-100. Рейтинг лучших компаний Украины". В проекте представлено свыше 500 руководителей компаний различных отраслей экономики.
Победителями общего рейтинга в 2012 году стали представитель аграрного сектора — Алексей Вадатурский (компания "Нибулон") и сектора высоких технологий — Дмитрий Шимкив (компания "Мicrosoft Украина"). Согласно методологии проекта, в качестве экспертов, оценивающих достижения топ-менеджеров, выступили сами руководители компаний.

по материалам:
ТОП 100
раздел:
теги:

По теме:

Устранив украинских конкурентов, белорусы переориентировались на отечественное пиво
Рынки 19 января 2012 в 14:38

Устранив украинских конкурентов, белорусы переориентировались на отечественное пиво

Реализация белорусского пива на внутреннем рынке выросла на 19,2%, в том числе за счет устранения украинских конкурентов. Экспорт белорусского пива в 2011 году увеличился на 22,3%

Производитель "Черниговского" сократил прибыль почти в два раза
Крупный бизнес 15 марта 2012 в 12:00

Производитель "Черниговского" сократил прибыль почти в два раза

Крупнейшая пивоваренная компания САН Инбев Украина сократила прибыль почти в два раза