«Нафтогаз» станет убыточным?

Сергей Ермилов, экс-министр топлива и энергетики: «Нафтогаз Украины» имеет миллиардные кредитные линии. Если финансовые потоки уйдут в СП, НАК будет невозможно выполнять кредитные обязательства»

К тому же в правительстве есть люди, которые против создания СП, в связи с чем отказываются от визирования документов. Сейчас лихорадочно ищут выхода из этой ситуации. Тем более что проколов там огромное количество, и до выборов власть не сможет утаить весь ущерб от создания этого СП.

Создание СП с «Нафтогазом Украины» - это передача всех поставок импортного газа этому СП, то есть НАК не будет иметь финансовых потоков. Мы знаем, что «Нафтогаз Украины» имеет на несколько миллиардов долларов кредитных линий, и после того, как финансовые потоки уйдут в СП, НАК будет невозможно выполнять некоторые кредитные обязательства, что приведет к ее банкротству. Поскольку кредитные линии были обеспечены активами НАК, возможно отчуждение части ее активов.

Второе, НАК чрезвычайно сложно будет обслуживать газотранспортную систему Украины, потому что она будет иметь только один доход, а именно $1,6, что на доллар ниже среднемировой цены, за транзит российского газа в Европу. Этот доход пойдет на текущее обеспечение закупок газа для технологических нужд газокомпрессорных станций и технической поддержки системы. Да и то, еще не понятно, по какой цене НАК будет закупать этот технический газ. Если это будет по $230, то дохода от транзита газа хватит только на закупку газа, и говорить о нормальной технической поддержке газотранспортной системы не приходится. Может это будет и какая-то более низкая цена, но пока такого из подписанного соглашения не следует.

Поэтому нужно приостановить дальнейшее подписание всех документов по развитию этого трехстороннего соглашения и немедленно приступить к межправительственным переговорам. И только после достижения согласия по вопросу цены на межправительственном уровне можно работать дальше. Обсуждать нужно только цену, никакие условия меняться не могут. Хотя можно было и по ценам дискутировать, но время уже упущено. Это надо было делать в прошлом году. При этом нужно добиваться гарантий нашего транзита из Туркменистана. Транзит из Туркменистана может стоить в целом порядка $34-35, при цене $50 за тыс. куб м. Таким образом, туркменский газ будет нам стоить $85 на границе. Кроме этого, мы имеем подписанные соглашения на корпоративном уровне и на межгосударственном уровне с Казахстаном и Узбекистаном, можно часть дефицита баланса газа покрывать за счет этих источников, тогда мы минимизируем закупки дорогого российского газа. Нам нужно только договориться, каким образом этот газ транспортировать.

Посредник «РосУкрЭнерго» нам совсем не нужен — он ничего не способен гарантировать. Ведь возникает вопрос о балансе газа на 2006 год. В соглашении четко записано, что этот посредник нам поставит 34 млрд. куб. м газа при цене $95 на первое полугодие, а нам нужно 58 млрд. импортного газа. Где и по какой цене мы будем брать 24 млрд. газа — неизвестно. И что будет во втором полугодии — нам никто не говорит. Хотя президент лично заявлял и еще не опроверг своих слов, что цена $95 идет на весь объем газа сроком на 5 лет.

Цена для промышленности, в связи с тем, что она является источником перекрестных субсидий для коммунального сектора, учитывая транзит по территории Украины, может составить $150-160 за тыс. куб. м. Это будет, конечно, большое давление. Подписанное 4 января 2006 года соглашение не является юридическим документом и не имеет юридической силы. Одни называют это соглашением о намерениях, я это называю филькиной грамотой, с помощью которой пытаются повлиять на президента Украины и на правительство. Правительство должно сегодня заявить о себе: оно есть или его нет. Если премьер-министр Юрий Ехануров считает, что правительства нет, то надо формировать следующее и вступать в переговоры с Россией. Если правительство есть, то пускай они начинают что-то делать. Президент спрятался, комментирует ситуацию только через какие-то западные газетки. При этом даже в его интервью для западной прессы нет четкой позиции по этому вопросу.

Что касается разговоров о том, что мы сейчас переходим на денежные расчеты, поскольку у нас раньше были невыгодные бартерные схемы, то я могу заверить: никакого бартера не было. Это обман общественности. Бартер – это когда навязывается обмен товарами или услугами. А у нас была нормальная закупка газа по хорошей цене. Поскольку мы имели один источник закупки газа, то это нельзя назвать бартером, это была покупка по нормальной согласованной цене.