"Не пугайте клиента с ходу огромной суммой за 3G" — Олег Вольпин, Amdocs

Украинские пользователи сотовой связи изучают новые возможности "третьего поколения" пока что в нескольких крупнейших городах. О том, как успешно зарубежные мобильные операторы приучали своих клиентов к более высоким интернет-скоростям и тарифам за услуги, бизнес-порталу Delo.UA рассказал Олег Вольпин, региональный вице-президент Amdocs EMEA (Европа, Средний Восток и Африка)

Исходя из опыта Amdocs , насколько востребованным будет "третье поколение" среди украинских пользователей мобильной связи?

Люди, конечно, будут пользоваться 3G, ARPU (среднемесячный доход от одного абонента) с сегодняшней точки поднимется. Тяжело пока что сказать, насколько именно, но поднимется. И, возможно, не на ту сумму, на которую операторы рассчитывают.

Многое зависит от того, какие новые сервисы станут доступны рядовому пользователю. Я имею ввиду именно 3G-сервисы, например мобильные финансовые услуги, музыкальные сервисы и т.п. Неизвестно пока, будут ли операторы развивать такие услуги, но 3G даст такую возможность. Если же компании не будут уделять внимание развитию дополнительных предложений для пользователей (сами или в кооперации с другими компаниями), то просто так за 3G люди платить не будут.

Как сделать 3 G привлекательным?

На Украинском телеком-форуме руководитель одного из операторов заявил, что цена за два гигабайта на скорости 3G будет 150 гривень. И спросил: это много или мало? Для меня это непонятный вопрос. За что платить — за пропускную способность? Тогда много. А если в 3G будут нужные сервисы — тогда, может, и нормально. Но вначале я бы дал людям попробовать, дал бы "затравку" перед тем, как выставлять окончательные цены за услуги связи "третьего поколения".

Пожалуйста, приведите примеры.

Можно начать с премиум-моделей. Например, Google и индийский сотовый оператор Airtel договорились, что в этой мобильной сети поисковые запросы не тарифицируются. Но за переход с сайта Google на сторонние сайты Airtel уже взимал деньги. В результате выиграли обе компании.

Идея в том, что операторы сначала дают возможность определенными сервисами пользоваться бесплатно. Например, можно открыть бесплатный мобильный доступ к Facebook, Google или eBay.

В Англии есть музыкальный сервис Spotify, и если вы слушаете музыку, которую предоставляет в своей сети оператор, то это бесплатно. Но если вы хотите самостоятельно выбрать музыку — тогда за деньги. Очень простая модель. Оператор берет деньги с контент-провайдера музыки, и тот ему говорит: пожалуйста "протолкни" мне этих 20 песен. И оператор бесплатно предоставляет этот сервис клиенту, ту музыку, за которую заплатил контент-провайдер. Если ты хочешь выбрать или поменять — плати. Желаешь полностью все свое — плати еще что-то.

Еще один пример: в Малайзии мобильные операторы предоставили бесплатный доступ к Facebook. Но если абоненты хотят пользоваться Facebook+Twitter, то это уже за деньги. Есть дневные и более дешевые ночные тарифы.

Если теоретически все желающие пользоваться "третьим поколением" украинцы подключатся, то операторам будет не хватать пропускной способности. Можно разделить тарификацию по времени суток, и ночью студенты будут сидеть в интернете за полцены.

Идея такова: не пугайте клиента с ходу огромной суммой, дайте ему попробовать сервисы и постоянно модифицируйте тарифы. Плюс не забывайте что в самом начале запуска покрытие 3G будет только в определенных районах, с ограниченной пропускной способностью.

Из примеров на других рынках — все сервисы по обмену сообщениями были очень успешными. Потому что люди не хотят больше пользоваться SMS. В Германии оператор E-plus выпустил SIM-карты только с WatsApp. Вот каким, на мой взгляд, должно быть начальное предложение. Простая, но качественная услуга.

Еще можно и нужно развивать банковские сервисы.

Какие именно финансовые услуги могут "опереться" на 3 G ?

Перевод денег, просмотр счета… Я пробовал воспользоваться таким сервисом в Украине раньше, на 2G — не срабатывало, обрывались транзакции. Надо было искать Wi-Fi в кафе или гостинице. После запуска "третьего поколения" не стоит ожидать каких-то существенных изменений в банковских услугах. Просто люди чаще и больше начнут ими пользоваться.

Возможно, в Украине станет популярным микрокредитование, как это произошло в Индии, Бангладеш, Пакистане. Ты стоишь, хочешь купить девушке цветы, но у тебя нет наличных денег, а продавец не принимает к оплате банковские карточки. Просто нажимаешь на телефоне две кнопки, получаешь микрокредит, который нужно вернуть в какой-то короткий промежуток времени — и покупаешь то, что хочешь. Причем первый раз тебе в этих странах полностью доверяют. Если же ты не вернешь микрокредит, то потом его уже не получишь. Правда, в указанных странах на эту услугу довольно высокие процентные ставки, и все же она пользуется популярностью. Тебе нужно купить что-то прямо сейчас и здесь, и на удовлетворение таких потребностей развитие качественных мобильных сетей влияет очень принципиально.

Чего ожидают производители телеком-оборудования от запуска "третьего поколения" в Украине?

С запуском 3G у операторов появится много работы. Для обслуживания обычных пользователей (В2С) и бизнес-абонентов (В2В) нужны разные подходы. Нужна инфраструктура, надо придумать, какие услуги кому продавать, как тарифицировать, обслуживать клиентов. Эти системы должен установить и наладить вендор.

Сегмент среднего и малого бизнеса (SMB) сейчас наиболее растущий в мире. В каждой стране он определяется по-разному, допустим, туда попадают компании, использующие до 50 SIM-карт. Таким предприятиям можно предложить простую услугу. Вместо того, чтобы каждый из них покупал по 2 ГБ 3G-трафика, давайте предложим им 100 ГБ на компанию. У каждого абонента ведь уникальный способ потребления, никто не пользуется бесконечным количеством.

Если таким образом объединить людей, дать им большой пакет в расчете на каждого сотрудника, то все сэкономят. Чтобы такое сделать, нужны инфраструктура, система тарификации, отслеживания.

Другой пример, реализованный в Америке. Давайте всем клиентам организации, у которых 50 рабочих SIM-карт и 50 личных, дадим общий пакет. В котором распределим услуги для личного и рабочего пользования, на разные SIM-карты подключим разные возможности.

Как именно при подобном подходе компания может сэкономить?

Допустим, когда пользуетесь своей SIM-карточкой — у вас качество сети будет такое-то, когда корпоративной — выше. Можно сетевые приоритизации установить по-разному — в Финляндии это реализовано. Для всего этого нужно, чтобы вендоры предоставили программное обеспечение. Сетка — это важно и необходимо, но недостаточно. Более сложная тарификация будет необходима. Иначе операторы будут конкурировать в стоимости килограмма железа. А это неправильно, операторы должны конкурировать в представляемых услугах и их качестве.