Скатертью дорога: Сколько дадут денег на ремонт дорог в 2018 году

Скатертью дорога: Сколько дадут денег на ремонт дорог в 2018 году
В следующем году Кабмин планирует выделить на ремонт дорог в Украине рекордные 37 млрд гривень — на 20 млрд гривень больше, чем в 2017 году. Delo.UA узнало, что построят на эти деньги

На 2017 год правительство выделило 17 млрд грн на ремонт дорог. По словам "укравтодоровцев", эти деньги изменили ситуацию.

"До 2017 года денег на ремонт дорог почти не выделяли. У нас не было возможности делать даже простой ямочный ремонт. Ситуация начала меняться только в прошлом году", — говорят в "Укравтодоре".

Вот только из обещанных 17 млрд грн к середине сентября предприятие получило 8,74 млрд грн, из которых 2,32 млрд предназначены на погашение долгов за предыдущие годы. Таким образом, на ремонт дорог реально было выделено 6,44 млрд грн. Остальные деньги должны поступить до конца года.

В 2018 году премьер-министр Владимир Гройсман обещает потратить на ремонт дорог 40 млрд гривень.

"Убежден, что за 3-5 лет нам удастся по-настоящему восстановить дорожное хозяйство в Украине", — заявил премьер.

Действительно, в проекте бюджета на 2018 год на дороги запланировали 37 млрд грн. Традиционно — 6 млрд грн из них предназначены на погашение кредитов "Укравтодора". Еще 11 млрд грн планируют потратить на дороги в регионах. За вычетом этих средств "Укравтодор" получит на магистральные пути всего 20 млрд грн.

Такие дороги, как в Польше, пока еще мечта украинцев / фото Артем Ильин Delo.UA

На ремонт трех трасс Львов — Тернополь — Умань, Белая Церковь — Одесса — Николаев и Киев — Харьков — Довжанский планируют потратить 6 млрд грн. Это в шесть раз больше, чем в 2017 году.

Еще 13,5 млрд грн планируют потратить на поддержку дорог национального значения — почти в два раза больше, чем было в 2017 году. Тогда на эту статью выделили 7,8 млрд грн. Интересно, что недавно Кабмин повысил статус нескольких автодорог.

Однако, планируя траты "Укравтодора" на следующий год, правительство "забыло" о недостроенном мосте в Запорожье. Его строительство с переменным успехом идет с 2004 года, в 2017 году на него выделили 250 млн грн.

По словам премьера Гройсмана, деньги на мост в этом году потратить не удалось — устарела проектная документация.

"Там есть одна проблема технического характера, которая не дает использовать эти средства. Это проблема проектной документации, которая устарела и которую надо обновлять, а для обновления необходимо остановить работы по строительству", — заявил тогда премьер-министр.

Источник денег

С 2018 года начнет работу "Дорожный фонд". Это будет главный, и что важно — целевой, источник финансирования дорожных работ. Он будет формироваться за счет акцизных налогов на нефтепродукты (производимых в Украине и импортируемых) и на импортируемые транспортные средства, сбора денег с габаритных машин с перегрузом и концессионных платежей с автодорог (если такие в Украине появятся).

В 2018 году в Фонд будет попадать 50% вышеперечисленных налогов, в 2019 году — 75%, а с 2020 года — 100%.

Согласно закону №4015а, принятому еще в 2016 году, распределять деньги Дорожного фонда будут так:

  • 62% — на финансирование строительства, реконструкцию и содержание автомобильных дорог государственного значения;
  • 35% — на погашение кредитных обязательств дорожников, а также на ремонт, содержание и строительство дорог местного значения;
  • 3% — на обеспечение безопасности дорожного движения.

Таким образом, за счет целевых акцизов на строительство дорог планируют привлечь еще 40 млрд грн.

Цена децентрализации

Следует отметить, что с 1 января 2018 года в рамках децентрализации 120 тыс. дорог из 170 тыс. переходят под управление областных администраций. И будут финансироваться из местных бюджетов.

"Нам останется всего 50 тыс. километров дорог государственного значения. Чтобы полностью обновить эту сеть, необходимо 50 млрд грн в год на протяжении пяти лет", — говорят в "Укравтодоре". В следующем году они намерены отремонтировать около 2,5 тыс. км.

Что же произойдет с дорогами, которые перейдут под управление областных администраций?

Во-первых, в бюджете на 2018 год Кабмин уже предусмотрел для них 11,5 млрд грн. Во-вторых, на строительство дорог планируют также направить часть средств Дорожного фонда.

Еще одним важным источником финансирования строительства дорог является таможенный эксперимент.

В его рамках 50% от превышения плановых поступлений таможни будут идти на ремонт дорог. В 2015-2016 гг. такая схема действовала только в четырех областях: Одесской, Волынской, Львовской и Черновицкой. Это позволило собрать и потратить на дороги 1,5 млрд грн. В 2017 году эксперимент распространили на всю страну. Особенно отметился Киев — почти 50% средств, выделенных на ремонт дорог в столице в 2017 году, получили из таких отчислений. Ожидается, что схема сохранится в следующем году.

Однако по мнению экспертов, этих денег недостаточно, чтобы быстро улучшить состояние дорожного покрытия в Украине. По оценкам Романа Хмиля, экс-главы департамента автотранспорта Министерства инфраструктуры Украины (МИУ), нужно ежегодно выделять на эти цели на протяжении 10 лет по 100 млрд грн.