Небесные создания: топ-10 доходных украинских авиакомпаний

Небесные создания: топ-10 доходных украинских авиакомпаний
Украинские авиакомпании планомерно наращивают пассажиропоток, но без новых игроков рост замедлился
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В 2016 году пассажирские авиаперевозки (после двух военных лет у черты в 6,3-6,4 млн пассажиров в год) показали взрывной рост до 8,27 млн. За год прирост составил почти 2 млн пассажиров, что на треть больше, чем годом ранее. 2017-й обещает сохранить позитивный тренд. За 11 месяцев украинские авиакомпании перевезли 9,826 млн пассажиров (плюс 29,6% год к году).

По данным Госавиаслужбы, основная активность пассажиров приходится на международные рейсы — 8,966 млн (плюс 30,8%). Сказывается ли безвиз с Евросоюзом, пока определить сложно. Статистика показывает, что в июне 2017 года украинские авиакомпании перевезли 1,1 млн пассажиров, тогда как в июне 2016-го — 0,9 млн.

В 2016 году объем пассажирских авиаперевозок вырос на треть, а за 11 месяцев 2017-го — еще на 29,6%

Растет и количество рейсов украинских авиакомпаний: в 2016 году совершено 79,52 тыс. коммерческих рейсов (плюс 19% год к году), а за 11 месяцев 2017-го — 85,4 тыс. рейсов (плюс 17,2% год к году).

По данным "Украэроруха", который учитывает все рейсы через Украину, в том числе транзитные, в 2016 году количество полетов над страной снизилось на 8,8%, до 214,262 тыс. За 9 месяцев 2017-го количество обслуженных рейсов выросло до 194,6 тыс. (плюс 19%). При этом число полетов украинских авиакомпаний растет быстрее — на 22,3%, а иностранных — всего на 16,9%. На ситуацию продолжает влиять закрытие полетов над частью воздушного пространства Восточной Украины (зона проведения АТО, временно оккупированного Крыма) и взаимный запрет авиасообщения между Украиной и Россией. Но 2017 год может стать первым годом с начала войны, когда в украинском небе зафиксирован рост количества полетов.

В 2016 году незначительно ухудшилась заполняемость регулярных рейсов, снизившись с 79,1% в 2015-м до 78,1% за счет международных рейсов. На внутренних рейсах ситуация, наоборот, улучшилась — с 71% (в 2015-м) до 73,3% (в 2016-м).

За три квартала 2017 года коэффициент средней заполняемости на рейсах украинских авиакомпаний продолжает падать: на международных регулярных рейсах — до 78,8% по сравнению 79,5% в 2016-м, на внутренних регулярных рейсах — до 74% против 74,7% в январе-сентябре 2016-го.

На внутренних регулярных рейсах в прошлом году авиакомпании перевезли 791 тыс. пассажиров, причем 664 тыс. из них пришлось на национальные "Международные авиалинии Украины" (МАУ). Всего за 11 месяцев 2017 года украинские авиакомпании перевезли 860 тыс. пассажиров.

Несмотря на рост пассажиропотока на 22,6% год к году, на внутренние рейсы не зашли новые компании, не открылись и новые маршруты

В этом сегменте основной целью остается сообщение Киева с регионами с дальнейшей пересадкой пассажиров на международные маршруты. По словам президента МАУ Юрия Мирошникова, на рейсах компании, которые стыкуются в ГП "Международный аэропорт "Борисполь" с международной сетью, внутренний пассажиропоток составляет 30%, а международный — 70%.

На рынке по-прежнему лидирует МАУ и по количеству рейсов, и по объему пассажиропотока. В 2016 году компания перевезла на 24,9% больше пассажиров, чем в 2015-м. За три квартала 2017 года тренд продолжился: рост составил 20%.

За МАУ идут Turkish Airlines, Belavia, LOT (Polish Airlines), Wizz Air, Pegasus Airlines, Air Moldova и Lufthansa. В пятерке крупнейших среди украинских компаний "Азур Эйр Украина", "Роза ветров", "Браво" и "Атласджет Украина".

Авиационный транспорт в 2015-2016 годах

     

Чистый доход

Чистая прибыль

Компания

2016, млн грн

2015, млн грн

2016, рост, %

2016, млн грн

2015, млн грн

1

0

Международные авиалинии Украины

17 836

13 029

36,89

337

-610

2

0

Авиационная к-я "Роза Ветров"

2519

1977

27,42

82

-39

3

0

Авиакомпания "Украинские вертолеты"

1087

1165

-6,70

131

-86

4

5

ЯнЭйр

672

126

433,33

27

13

5

2

Авиакомпания "Атласджет Украина"

604

162

272,84

-478

-758

6

-2

Международная авиационная к-я "Урга"

591

499

18,44

535

-410

7

-2

Авиационная к-я "Днеправиа"

493

339

45,43

-225

0

8

0

УС авиа

174

160

8,75

51

-25

9

-3

Авиалинии "Визз Эйр Украина"

6

336

-98,21

-8

-11

10

0

Авиалинии Харькова

0

63

-100,00

4

-82

Импульс для дальнейшего развития авиарынка ожидали благодаря приходу ирландской Ryanair, которая планировала в октябре 2017 года начать полеты из Львова и Киева. Ирландцы анонсировали пассажиропоток в 500 тыс. человек за первый год работы в аэропортах Украины.

Для прихода лоукостера Мининфраструктуры даже снизило сборы в "Борисполе" до уровня 2008 года и подписало меморандум с перевозчиком. Ryanair  подписал  договор с львовским аэропортом, но переговоры с "Борисполем" затягивались. В итоге крупнейший европейский лоукостер  отказался  от полетов в Киев и Львов, пока ему не обеспечат гарантированные министром инфраструктуры Владимиром Омеляном условия.

Чтобы убедиться, что ирландцы не получают лучших условий, МАУ  подала  в суд на Ryanair, Мининфраструктуры и аэропорт "Львов", требуя озвучить условия коммерческого контракта и меморандума.

К концу 2017 года гендиректора аэропорта "Львов" Татьяна Романовская  заявила, что переговоры между аэропортом "Львов" и лоукостом Ryanair приостановлены. Аэропорт активно проводит переговорный процесс с итальянским лоукостом Ernest Airlines и английским EasyJet.

Однако Омелян обещает, что Ryanair начнет летать в Украину в 2018 году. По  словам  министра, переговоры финализируются и консенсус с "Борисполь" найдет.