- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Небесные создания: топ-10 доходных украинских авиакомпаний
В 2016 году пассажирские авиаперевозки (после двух военных лет у черты в 6,3-6,4 млн пассажиров в год) показали взрывной рост до 8,27 млн. За год прирост составил почти 2 млн пассажиров, что на треть больше, чем годом ранее. 2017-й обещает сохранить позитивный тренд. За 11 месяцев украинские авиакомпании перевезли 9,826 млн пассажиров (плюс 29,6% год к году).
По данным Госавиаслужбы, основная активность пассажиров приходится на международные рейсы — 8,966 млн (плюс 30,8%). Сказывается ли безвиз с Евросоюзом, пока определить сложно. Статистика показывает, что в июне 2017 года украинские авиакомпании перевезли 1,1 млн пассажиров, тогда как в июне 2016-го — 0,9 млн.
Растет и количество рейсов украинских авиакомпаний: в 2016 году совершено 79,52 тыс. коммерческих рейсов (плюс 19% год к году), а за 11 месяцев 2017-го — 85,4 тыс. рейсов (плюс 17,2% год к году).
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaПо данным "Украэроруха", который учитывает все рейсы через Украину, в том числе транзитные, в 2016 году количество полетов над страной снизилось на 8,8%, до 214,262 тыс. За 9 месяцев 2017-го количество обслуженных рейсов выросло до 194,6 тыс. (плюс 19%). При этом число полетов украинских авиакомпаний растет быстрее — на 22,3%, а иностранных — всего на 16,9%. На ситуацию продолжает влиять закрытие полетов над частью воздушного пространства Восточной Украины (зона проведения АТО, временно оккупированного Крыма) и взаимный запрет авиасообщения между Украиной и Россией. Но 2017 год может стать первым годом с начала войны, когда в украинском небе зафиксирован рост количества полетов.
В 2016 году незначительно ухудшилась заполняемость регулярных рейсов, снизившись с 79,1% в 2015-м до 78,1% за счет международных рейсов. На внутренних рейсах ситуация, наоборот, улучшилась — с 71% (в 2015-м) до 73,3% (в 2016-м).
За три квартала 2017 года коэффициент средней заполняемости на рейсах украинских авиакомпаний продолжает падать: на международных регулярных рейсах — до 78,8% по сравнению 79,5% в 2016-м, на внутренних регулярных рейсах — до 74% против 74,7% в январе-сентябре 2016-го.
На внутренних регулярных рейсах в прошлом году авиакомпании перевезли 791 тыс. пассажиров, причем 664 тыс. из них пришлось на национальные "Международные авиалинии Украины" (МАУ). Всего за 11 месяцев 2017 года украинские авиакомпании перевезли 860 тыс. пассажиров.
В этом сегменте основной целью остается сообщение Киева с регионами с дальнейшей пересадкой пассажиров на международные маршруты. По словам президента МАУ Юрия Мирошникова, на рейсах компании, которые стыкуются в ГП "Международный аэропорт "Борисполь" с международной сетью, внутренний пассажиропоток составляет 30%, а международный — 70%.
На рынке по-прежнему лидирует МАУ и по количеству рейсов, и по объему пассажиропотока. В 2016 году компания перевезла на 24,9% больше пассажиров, чем в 2015-м. За три квартала 2017 года тренд продолжился: рост составил 20%.
За МАУ идут Turkish Airlines, Belavia, LOT (Polish Airlines), Wizz Air, Pegasus Airlines, Air Moldova и Lufthansa. В пятерке крупнейших среди украинских компаний "Азур Эйр Украина", "Роза ветров", "Браво" и "Атласджет Украина".
Авиационный транспорт в 2015-2016 годах |
|||||||
Чистый доход |
Чистая прибыль |
||||||
№ |
△ |
Компания |
2016, млн грн |
2015, млн грн |
2016, рост, % |
2016, млн грн |
2015, млн грн |
1 |
0 |
Международные авиалинии Украины |
17 836 |
13 029 |
36,89 |
337 |
-610 |
2 |
0 |
Авиационная к-я "Роза Ветров" |
2519 |
1977 |
27,42 |
82 |
-39 |
3 |
0 |
Авиакомпания "Украинские вертолеты" |
1087 |
1165 |
-6,70 |
131 |
-86 |
4 |
5 |
ЯнЭйр |
672 |
126 |
433,33 |
27 |
13 |
5 |
2 |
Авиакомпания "Атласджет Украина" |
604 |
162 |
272,84 |
-478 |
-758 |
6 |
-2 |
Международная авиационная к-я "Урга" |
591 |
499 |
18,44 |
535 |
-410 |
7 |
-2 |
Авиационная к-я "Днеправиа" |
493 |
339 |
45,43 |
-225 |
0 |
8 |
0 |
УС авиа |
174 |
160 |
8,75 |
51 |
-25 |
9 |
-3 |
Авиалинии "Визз Эйр Украина" |
6 |
336 |
-98,21 |
-8 |
-11 |
10 |
0 |
Авиалинии Харькова |
0 |
63 |
-100,00 |
4 |
-82 |
Импульс для дальнейшего развития авиарынка ожидали благодаря приходу ирландской Ryanair, которая планировала в октябре 2017 года начать полеты из Львова и Киева. Ирландцы анонсировали пассажиропоток в 500 тыс. человек за первый год работы в аэропортах Украины.
Для прихода лоукостера Мининфраструктуры даже снизило сборы в "Борисполе" до уровня 2008 года и подписало меморандум с перевозчиком. Ryanair подписал договор с львовским аэропортом, но переговоры с "Борисполем" затягивались. В итоге крупнейший европейский лоукостер отказался от полетов в Киев и Львов, пока ему не обеспечат гарантированные министром инфраструктуры Владимиром Омеляном условия.
Чтобы убедиться, что ирландцы не получают лучших условий, МАУ подала в суд на Ryanair, Мининфраструктуры и аэропорт "Львов", требуя озвучить условия коммерческого контракта и меморандума.
К концу 2017 года гендиректора аэропорта "Львов" Татьяна Романовская заявила, что переговоры между аэропортом "Львов" и лоукостом Ryanair приостановлены. Аэропорт активно проводит переговорный процесс с итальянским лоукостом Ernest Airlines и английским EasyJet.
Однако Омелян обещает, что Ryanair начнет летать в Украину в 2018 году. По словам министра, переговоры финализируются и консенсус с "Борисполь" найдет.