Не/Справжній український?!

Недавно в Фейсбуке разгорелась дискуссия о том, кого же на самом деле можно назвать украинским производителем. Двадцать человек и двое суток. К общему выводу так и не пришли
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Помню, перед экспериментом мы с Катей Венжик, главредом Delo.ua, очень быстро договорились о параметрах: во время моего года испытаний мы считаем украинским производителем того, кто свой бренд придумал и зарегистрировал на территории Украины, а также имеет производство в Украине. И таким образом, по нашему журналистскому мнению, создает рабочие места и платит налоги внутри страны. Помню, как в первый месяц эксперимента я дала очень жесткий от ворот поворот одному производителю обуви, который имеет в Украине только дизайн-бюро и магазины, а заказы размещает за рубежом. Тогда для меня это было однозначно — не чистый made in Ukraine. Производство не внутри.

Но оказалось, что сегодня такой подход читателя уже не устраивает. Уж не знаю, то ли он, читатель-потребитель, стал более требовательным к своим производителям после того, как распробовал продукцию нашего, а не китайского производства. То ли действительно потребность гордиться чем-то своим — только таким, что есть у нас, своеобразным специалитетом — так важна для нас. Но формула "украинский бренд + украинское производство" больше не работает.

Те, кто поднимают эту тему, хотят, чтобы тот, кого называют украинским производителем, то есть "чистым made in Ukraine":

- шил/делал/варил/составлял продукцию из произведенных же в Украине комплектующих. Что, правда, нереально, поскольку Украина не производит комплектующие для товаров ежедневного спроса в большинстве групп;

- как следствие, не использовал произведенные в других странах комплектующие;

- работал на украинских деньгах, то есть не имел в составе учредителей иностранных граждан или иностранных компаний. Это тоже, на мой взгляд, сильно будет ограничивать возможности нашего бизнеса;

- имел украинские названия, написанные кириллицей, и этикетки только на украинском языке;

- использовал тару и упаковку, произведенную на территории страны.

В этом перечне, на мой взгляд, очень многие моменты спорные и сильно ограничивают производство внутри страны. Кроме того, тот же тред в ФБ натолкнул меня на мысль, что в моих статьях пора писать "украинский бренд" и для тех, кто что-то создал и разработал в стране, но заказы размещает в том же Китае. Сейчас так работает полмира, и IPhone не перестал быть американским из-за китайской сборки. Не согласна я и с тезисом по поводу "чистоты" состава учредителей. Ведь если мыслить таким образом, то половина крупных промышленных предприятий в стране давно не украинские.

В то же время однозначных ответов на поднятые вопросы у меня нет. А потому, как говорит одна наша телеведущая, "поговоримо?". Приглашаю читателей обсудить: что же такое украинские товары?