"Энергоатому" пока не дают денег на новое строительство

Энергорегулятор готов увеличить тариф для АЭС пока что на 14%, однако если "Энергоатом" обоснует необходимость большего роста, в комиссии готовы прислушаться
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), утвердила проект постановления о росте тарифа на отпуск электроэнергии для атомных станций НАЭК "Энергоатом" на 14% — с 48 коп/кВт-ч до 54,71 коп/кВт-ч. Такое решение приняли члены регулятора на заседании 12 октября.

На заседании НКРЭКУ рассмотрела предложение оператора украинских атомных станций НАЭК "Энергоатом" о необходимости повысить тариф на отпуск произведенной электроэнергии до 84 коп/кВт-ч.

Средства, вырученные за счет повышения тарифа, "Энергоатом" планировал потратить на строительство централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ), повышение безопасности энергоблоков, продление сроков эксплуатации энергоблоков, реконструкцию и модернизацию оборудования, средства по безопасности труда, повышение заработной платы.

Инвестиционная программа, по предложению "Энергоатома", в 2018 году должна вырасти до 15,952 млрд грн, по сравнению с 5,35 млрд грн в 2017 году.

Однако комиссии нужно дополнительное время для анализа документов и расчетов, а также здесь ожидают решения по указанным проектам с экспертизой Министерства энергетики и угольной промышленности (Минэнергоуглепром) и Государственной инспекции ядерного регулирования Украины (ГИЯРУ).

Например, речь о строительстве ЦХОЯТ. "Энергоатом" предлагал учесть в инвестпрограмме 2018 года 2,732 млрд грн. Но в НКРЭКУ сообщили, что только получили материал для анализа.

По предварительным же расчетам стоимость строительства первого этапа составит 1,185 млрд грн, а строительство второго этапа должно осуществляться за счет кредита. Впрочем, до открытого обсуждения нового тарифа комиссия обещает этот момент обработать.

Также по подсчетам НКРЭКУ повышение безопасности энергоблоков, продление сроков эксплуатации энергоблоков, реконструкция и модернизация оборудования может обойтись на 3,638 млрд грн дешевле, чем предлагает "Энергоатом".

Проект постановления о тарифах для АЭС был утвержден в версии НКРЭКУ, однако ряд документов, подтверждающих расходы "Энергоатома" на инвестпрограмму-2018 находятся на рассмотрении в Минэнергоуглепроме и ГИЯРУ.

Глава комиссии Дмитрий Вовк отметил, что в 2017 году утверждение тарифов и инвестпрограмм для генерирующих компаний и других лицензиатов проходит раньше, чем в 2016 году. В комиссии опасаются, что лицензиаты комиссии и потребители могут остаться без инвестиционных программ и тарифов на 2018 год из-за перипетий вокруг назначения новых членов НКРЭКУ.

В данный момент в составе комиссии работают 4 члена вместо положенных 6, в ноябре же должны быть уволены еще двое. Из-за этого регулятор лишится кворума для принятия решений.

Проблема кворума возникла из-за обязательной ротации членов НКРЭКУ в течение первых 1,5 годах работы нового закона. Закон был принят осенью 2016 года, а весной 2017 года президент Украины Петр Порошенко издал приказ со сроками и списками ротации членов НКРЭКУ. Из комиссии уже были уволены Юрий Голляк и Владимир Евдокимов.

До 8 ноября 2017 года должны уволить Викторию Морозову и Бориса Циганенко. Дольше всех проработают в комиссии ее нынешний глава Дмитрий Вовк и член комиссии Руслан Машляковский. Их заменят через полтора года после вступления в силу закона об НКРЭКУ — в начале июня 2018 года.

Новых членов регулятора номинационная комиссия должна отбирать в три этапа: первых двоих членов должны были сменить не позже шести месяцев с момента вступления в силу закона об НКРЭКУ, еще двоих — не позже 12 месяцев, остальных — не позже чем через 18 месяцев.

Верховная Рада дважды проваливала голосование по отбору своих кандидатов. Кабмин и президент также своих претендентов в номинационную комиссию не называли.

Но на прошлой неделе депутаты одобрили кандидатов от парламентского комитета по топливно-энергетическому комплексу (ТЭК) Светлану Голикову (директор компании "ТрансЭнергоКонсалтинг") и от комитета жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) Василия Яструбинского (советник замглавы КГГА).

На нынешней неделе своего представителя назначил Кабмин — Николай Ницак, который возглавляет ремонтно-эксплуатационное подразделение НЭК "Укрэнерго" в Черкасской области.

Члены НКРЭКУ будут отбираться номинационной комиссией в составе пяти человек: двоих представителей делегирует президент, двоих — парламент (от комитета ТЭК и комитета ЖКХ), одного — Кабинет министров.

При этом глава НКРЭКУ будет избираться членами комиссии на закрытом голосовании, переизбрание главы — каждые два года после утверждения первого состава комиссии.

НКРЭКУ осуществляет государственное регулирование деятельности субъектов природных монополий в электроэнергетике, теплоснабжении, нефтегазовом комплексе, централизованном водоснабжении и водоотводе, переработке и захоронении бытовых отходов, а также обеспечивает проведение ценовой и тарифной политики в этих сферах.

Суммарный объем рынков, которые регулирует комиссия, — свыше 400 млрд грн в год. Эксперты отмечают, что за 9 месяцев работы закона об НКРЭКУ, комиссия так и не получила законодательно закрепленной финансовой и политической независимости.

По словам аналитика DiXi Group Андрея Билоуса, если конкурсная комиссия будет создана в октябре 2017 года, новых членов в комиссию назначат не раньше, чем в январе 2018 года. А значит — минимум два месяца в комиссии не будет кворума.

"Отсутствие кворума — это отсутствие возможностей принимать решения в секторе энергетики. Энергосектор будет без управляющего органа, а значит — никаких лицензий, никаких утверждений инвестиционных планов до января утверждать не сможет", — считает Билоус.