Обещания власти по велодорожкам: mission impossible

"Слово и Дело" оценило, насколько Украина готова в будущем составить конкуренцию развитым странам Европы в области развития велоинфраструктуры
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В августе правительство Британии приняло решение инвестировать 77 миллионов фунтов стерлингов в развитие велоинфраструктуры, стремясь тем самым увеличить количество велосипедистов и способствуя активному развитию велодвижения. К слову о европейском опыте, в Германии велодорожки являются неотъемлемой частью городских дорог, в Швейцарии количество приобретенных велосипедов не уступает количеству автомобилей, в Нидерландах велосипедов вообще больше, чем жителей. В последнее время шаги в данном направлении делают страны Прибалтики и Беларусь. Самое время оценить, готова ли Украина в недалеком будущем составить конкуренцию развитым странам Европы в области развития велоинфраструктуры.

Киев

В начале 2008 года секретарь Киевсовета Олесь Довгий анонсировал разработанную городской властью программу строительства велосипедных дорожек, которые должны были появиться вдоль линии киевского скоростного трамвая, большинства дорог в спальных районах, а также парков и зон отдыха. Через несколько лет с подобным заявлением выступил тогда еще первый заместитель председателя КГГА Александр Попов. Он уточнил, что уже в 2010 году будут проложены велодорожки на проспекте Бажана, Днепровской Набережной, улице Здолбуновской и будущем железнодорожном мосту возле Дарницкого моста. По факту же к концу года была открыта и функционировала лишь одна велодорожка на ул. Здолбуновской.

В 2011 году, уже в качестве председателя КГГА, Александр Попов пообещал построить 20-25 км велодорожек в черте города (на что планировалось выделить 20 млн грн), однако в указанный период соответствующие работы не проводились. Позднее от молодежи столицы поступила инициатива реализовать проект развития велосипедной инфраструктуры "Велостарт". Один из этапов этого проекта предусматривал установку до конца июня 2012 года бесплатных стоянок для велосипедов возле музеев, в парках и общественных местах, а также создание до конца 2012 года 5 специальных велосипедных дорожек в Киеве общей протяженностью 38 км, в частности, по маршрутам "Бровары", "Трухановский", "Троещина", "Вышгород", "Борщаговка". В рамках реализации данного этапа в Киеве было обустроено более 400 бесплатных парковочных мест для велосипедов возле 55 торговых центров, однако следует отметить, что велостоянки были созданы за счет заведений торговли. А вот строительство велодорожек по указанным маршрутам, к сожалению, пока так и остается мечтой киевлян. Несмотря на то, что некоторые из них появились внепланово, они совершенно не пригодны для проезда.

В рамках реализации Стратегии развития Киева до 2025 года заместитель председателя КГГА Руслан Крамаренко озвучил идею установки велопарковок около станций метро, в качестве пилотного района избрав левый берег. Позже велостоянки будут установлены в центре города и около станций метро наиболее заселенных массивов ( 50 площадок и 250 велосипедных паркомест). В октябре 2012 года началось обустройство первых 27 велопарковок в столице.

А вот одиозный народный депутат Олег Ляшко в случае избрания его мэром Киева на будущих выборах намерен не только построить велодорожки в Киеве, но и бесплатно предоставлять велосипеды всем желающим.

Львов

Несколько лет назад Андрей Садовой заявил, что Львов станет первым украинским городом с развитой инфраструктурой для велосипедистов: к 2011 году здесь должны были появиться первые велодорожки. Также их строительство предусматривалось при ремонте дорог, в первую очередь, это касалось проспекта Свободы. Несмотря на убеждение мэра города, после ремонта проспекта Свободы велодорожки так и не появились, а обустройство первых велодорожек перенесли на следующий, 2011 год. Однако и здесь не обошлось без погрешностей: вместо 69 км построили всего 12 км велодорожек, в частности, на ул. Липинского, Шевченко и Вороного.

В 2012 году было запланировано обустройство велодорожек на ул. Богдановской, ул. Стуса, пр. Красной Калины, ул. Коперника (от ул. Бандеры до ул. Словацкого), ул. Городоцкой (от ул. Менцинского до ул. Шевченко). По факту же к началу 2013 года была обустроена только велодорожка на участке ул.Коперника, велодорожка на ул Богдановской находилась в незавершенном состоянии, а на улицах Стуса, Городоцкой и просп. Красной Калины работы вообще не выполнялись.

В текущем году, по словам Андрея Садового, будет построено 50 км велодорожек, а к 2020 году — 260 км.

Тернополь

Вторым после Львова городом с полноценной велосипедной инфраструктурой должен стать Тернополь. В этом убежден мэр Сергей Надал, ведь разработанная концепция развития велосипедной инфраструктуры города на 2011-2016 годы предусматривает строительство дорожек для проезда велосипедов с возможностью использования их инвалидами на тележках в парковых зонах и вокруг озера. Уже построено свыше 5 км таких дорожек вдоль автомобильных магистралей на подходах к Тернополю.

Другие города

В прошлом году в Ивано-Франковске планировалось открыть туристические маршруты "Вело-парк" и "Вело-озеро", а в Запорожье — проложить маршруты по Набережной магистрали и построить велодорожки, соединяющие парки "Дубовая роща", Победы и Вознесеновский. По истечению года ожидаемые маршруты так и не появились, более того, проектные работы начнутся только в текущем году.

Строительство велосипедных дорожек является также одним из приоритетных направлений развития Сум, Николаева и Винницы ( мэр последней — В. Гройсман пообещал у 2020 году обустроить почти 85 км велодорожек). Для велосипедистов также отведут зону в парке Гагарина в Симферополе и на набережной в Донецке.

Как видим, в нашей стране делаются только робкие шаги по обустройству велоинфраструктуры, однако этого недостаточно для того, чтобы достичь европейского уровня. Кроме того, у большинства соотечественников еще не проснулось осознание необходимости пересесть на велосипеды. Крупные города по-прежнему продолжают стоять в пробках, а экологии наносится непоправимый урон.