ОПЕК больше не авторитет на энергетическом рынке

ОПЕК потеряла способность влиять на мировые цены на нефть. Такой вывод сделали эксперты рынка провального заседания картеля в Вене. Страны — члены организации впервые за последние 20 лет не смогли договориться о квотах на добычу нефти

Организация стран — экспортеров нефти в среду не приняла решения по вопросу повышения квоты на добычу нефти. Заседание проходило в напряженной атмосфере, сообщают наблюдатели.

Предполагалось, что страны ОПЕК увеличат квоту на 1,5 млн баррелей нефти в сутки (сейчас 24,85 млн баррелей в сутки). Но генеральный секретарь организации Абдалла аль-Бадри по итогам сессии заявил, что ее участники не смогли достигнуть консенсуса по этому вопросу. За повышение квоты выступали Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ. Против — Иран, Ирак и Венесуэла.

Впервые за последние 20 лет члены картеля не смогли договориться между собой. Министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Али Наими назвал заседание «одной из худших встреч, которая когда-либо была».

Неспособность ОПЕК достичь консенсуса и уход на попятный блока стран Персидского залива — нарушение фундаментальных правил группы ОПЕК, это конец системы квот, заявил один из делегатов.

«Это заставляет задуматься, почему больше никто не хочет вступать в ОПЕК: почему участники должны платить миллионы сборов и ездить на эти встречи, хотя решения, принимаемые там, не имеют никакого значения?» — говорит аналитик нью-йоркского Энергетического института Доминик Чиричелла.

Эксперты считают, что в результате провального заседания ОПЕК накипевшие разногласия между Саудовской Аравией и Ираном усилятся, это окончательно ставит под сомнение возможность участников влиять на цены на нефть. Специалисты отрасли, знакомые с деталями встречи, считают, что теперь Саудовская Аравия может в одностороннем порядке увеличить собственное производства нефти на 1 млн баррелей ежедневно, что поставит их выше заявленной квоты в 8 млн баррелей в день.

Ранее сообщалось, что ОПЕК обеспокоена ситуацией с поставками нефти из Ливии, которая обладает самыми крупными в Африке запасами (около 42 млрд баррелей) и до начала внутреннего конфликта обеспечивала 6—8% добычи ОПЕК (1,6—2 млн баррелей в сутки), а также около 2% мирового экспорта. По оценке Международного энергетического агентства, из-за военных действий в Ливии поставки ОПЕК сократились на 1,3 млн баррелей в сутки.

Квоты ОПЕК остаются без изменения с начала 2009 года, когда они были уменьшены на 4,2 млн баррелей в сутки (около 5% мирового суточного потребления).

В начале 2011 года экс-министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Заки Ямани говорил, что из-за угрозы политической нестабильности цена нефти может подскочить до $200—300 за 1 баррель. МЭА в апреле предупреждала, что, если нефтяные котировки стабилизируются на высоком уровне, это негативно скажется на мировых экономиках: они будут значительно медленнее восстанавливаться после кризиса.

Во вторник один баррель нефти Brent стоил $114,74. В среду на новостях о том, что ОПЕК оставила квоты без изменения, нефть опять пошла вверх: фьючерсы на Brent достигли $118 за 1 баррель (+3,5%).

В четверг цены на нефть продолжают расти. На подъем цен влияет также более резкое сокращение запасов нефти в США, чем ожидалось. Стоимость июльских фьючерсных контрактов на нефть марки WTI на электронных торгах Нью-Йоркской товарной биржи (NYMEX) к 9.01 мск поднялась на $0,52 (0,52%) относительно уровня 8 июня — до $101,26 за 1 баррель.

Впрочем, даже если бы картель договорился об увеличении квот, оно стало формальным. Аль-Бадри признал, что фактическая добыча стран — членов ОПЕК в мае составляла 29 млн баррелей в сутки, то есть примерно на 18% превысила установленные квоты.

Но даже формальное повышение квоты ОПЕК сыграло бы свою роль, говорит аналитик ИК «Алор Инвест» Дмитрий Лютягин. «Это психологический момент: ОПЕК несколько лет не повышала квоту, и ее увеличение покажет игрокам нефтяного рынка, что картель реагирует на рыночную ситуацию», — полагает эксперт.

«Мы, вероятно, увидим дальнейшее повышение нефтяных цен, так как знак вопроса над будущими объемами поставок становится все больше.

Возникают сомнения в готовности ОПЕК восполнить дефицит поставок нефти», — отмечает экономист горнорудного и энергетического секторов из National Australia bank Ltd. Бен Вестмор.