Основные тренды кофейного бума в Украине

Основные тренды кофейного бума в Украине
Украина стала одной из самых динамично развивающихся стран в мире по уровню потребления и обжарки кофе

По данным компании Pro-Consulting, продажи кофе за последний год увеличились в денежном выражении на 19,6%, за последние 10 лет в количестве кофе на 23,6%.

Накануне Kyiv Coffee Festival Delo.UA побеседовало с экспертами кофейной индустрии о деталях кофейного бума.

Роман Тугашев, основатель Kyiv Coffee Festival

Кофейный бум, и правда, налицо. Кофейная культура в Украине настолько рванула вперед за период 2013-2017, что даже если сейчас мы снизим темпы, какое-то время европейским странам придется нас догонять. И это не просто патриотизм. Более того, количество постепенно переходит в качество: наибольший рост продаж можно заметить в категории "натуральный кофе" (12% в натуральном и 8% в денежном выражении).

Украинцы открывают для себя альтернативные методы приготовления кофе: френч-пресс, аэропресс, пуровер, кемекс, сифон. Растет количество кофеен третьей волны — как следствие, растет количество украинских обжарщиков. На данный момент их уже более ста.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:   В среднем за год каждый из нас выпивает 100 чашек кофе вне дома

1-2 апреля 2017 года Украина стала первой страной мира, которая на одной локации провела пять национальных чемпионатов кофе. 20 февраля 2018 года Слава Бабич победил в Чемпионате мира по приготовлению кофе в джезве, который проходил в Дубае. Причем победа в Cezve/Ibrik Championship — это победа в квадрате: выиграл не только украинский бариста, а еще и кофе украинской обжарки. Зачастую для чемпионатов берут кофе чемпионов прошлых лет, а Слава выбрал наш. Отрыв в 50 очков между 1-м и 2-м местом показал миру, что нужно обратить внимание на украинских обжарщиков. Думаю, это станет прорывом.

Слава Бабич, чемпион мира по приготовлению кофе в джезве 2018 года

Главной тенденцией рынка можно назвать появление кофе украинской обжарки. В каждом из 4-х сегментов рынка это происходит по-разному, но общий тренд распространяется повсюду.

1. Рестораны постепенно отходят от коммерческого кофе к кофе категории speciality. Почти все из них раньше использовали тёмную итальянскую обжарку, а теперь переходят на свежую украинскую обжарку. Они вынуждены внедрять тренд, потому что теперь люди едят у них, а кофе пьют в кофейне напротив. Люди уже знают, что кофе не обязательно бывает горьким настолько, что его приходится "гасить" сахаром и молоком. Кофейни уже показали им, что сбалансированного вкуса кофе без молока и сахара можно добиться качественным зерном и свежей обжаркой.

2. Кофейни куда оперативней переходят на свежую обжарку. Я говорю не только про кофейни третьей волны, их всего 5% от всех по Украине. С ними всё понятно: они работают на светлой украинской обжарке, несут в массы кофейную культуру, презентуют альтернативные способы приготовления кофе — кемекс, пуровер, френч-пресс, аэропресс и пр. Но на свежую обжарку переходят даже сетевые монстры рынка: Starbucks год назад перешел на среднюю и светлую обжарку, AROMA Kava перешли частично.

В мире на первом месте по продажам — нефть, на втором — кофе. На кофейню инвесторы тратят $50 тыс., а на ресторан — в несколько раз больше. Поэтому в Украине сейчас это самый выгодный бизнес. А раз увеличивается количество кофеен, работающих на свежей украинской обжарке, то, соответственно, увеличивается и количество обжарщиков. Вдумайтесь: по данным Государственной службы статистики, среди всех видов кофе, импортируемых Украиной, включая растворимый и молотый, больше половины — это зеленый кофе в зернах.

Алена Середа, национальный координатор Speciality Coffee Association

Последние 3 года национальные чемпионаты по кофе стали проходить в рамках Kyiv Coffee Festival. То, что чемпионаты превратились из закрытого мероприятия кофейной тусовки в массовое, то, что их стали посещать тысячи зрителей, во многом изменило отношение украинцев к кофе. Кофе превратился из рядового продукта в искусство. И, конечно, о том, что украинец Слава Бабич стал чемпионом мира в этом году, рассказали все национальные СМИ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:   Как построить бизнес на кофе, не открывая кофейню — опыт LaKava

Немного поясню, в чем суть национальных и мировых чемпионатов по кофе. На них оцениваются три главных критерия: вкус напитка, презентация напитка, техническая сторона его приготовления. Первый и третий критерии оценивают разные судьи, это довольно тонкий аспект: всегда есть вкусовые и технические судьи. А второй аспект — самый интересный для зрителей. То, как бариста презентует и описывает свой напиток — невероятное мастерство, процесс, увлекающий всех, кто любит кофе. Вдохновившись чемпионатами, люди становятся более внимательными к выбору кофе и приспособлений для его приготовления. То есть кофейная культура в Украине развивается.